Самый значительный результат минувшего года и самый яркий тренд наступившего относительно мобильности в России заключается, видимо, в том, что это больше не миф.
Мобильные устройства применяются в корпоративном секторе все шире. В марте 2012-го фирма MarketVisio провела опрос среди ИТ-директоров и выяснила, что 10% ИТ-проектов в крупных российских компаниях в 2012—2013-м будут связаны с внедрением мобильных технологий и приложений. Подавляющему большинству руководителей — участников опроса интересны планшеты и приложения для мобильных устройств, они активно изучали эти технологии, и лишь 10% респондентов не считали их актуальными для своих фирм. В начале прошлого года приложения для мобильных устройств и планшетных ПК внедряли 66,2% опрошенных, еще 16,2% собирались этим заняться в течение следующих двух лет, так что скорее всего через год не останется и 10% индифферентных по отношению к мобильности.
Уже проведены «пилоты», уже ясно, что надо делать и зачем. Еще не очень понятно, что это может дать бизнесу, но и вреда пока особого не видно. Возможно, потребители его ощутят позже, с увеличением масштаба.
Заметно несколько особенностей использования мобильных устройств для бизнес-нужд. Во-первых, массовость применения растет на глазах, причем на всех уровнях управления. Появление устройств достаточно простых, чтобы работать на них собственноручно, привело к спросу на мобильные приложения для VIP-пользователей. Их активно пишут сами или заказывают подрядчикам компании в основном крупного калибра, но не только они. Преимущественно речь идет о работе с документами, о связи и аналитике. Принципиальным оказывается требование работать в любой момент не только там, где есть связь, что формирует спрос на дорогие, но зарекомендовавшие себя решения, в том числе SAP SUP.
Управленцы среднего звена освоили мобильные гаджеты раньше, но лишь теперь начинаются проекты, подразумевающие доступ к корпоративным системам, а не только к почте. Подход BYOD быстро преодолевает традиционные запреты «приносить и подключать своё», воспринимается как желательный и удобный. Пока он не стал массовым, ИТ-отделы еще спокойно справляются с теми несколькими десятками сотрудников, которых нужно подключать к корпоративным приложениям. Проектов, которые предусматривали бы массовое обслуживание BYOD-устройств в компаниях, пока не наблюдается.
Во-вторых, как только планшеты (а речь в первую очередь идет о них) стали достаточно дешевыми, их начали массово применять в торговле. Связка «1С + инструмент поддержки мобильных представителей», скорее всего, быстро станет таким же стандартом, как сами продукты «1С». Интересно только, какие мобильные приложения исходя из массовости их применения будут стандартом де-факто. Лидеры есть, и многолетние «истории успеха» они уже наработали, но абсолютных «призеров» пока не видно. Существенно, что применение мобильных устройств не только дает возможность быстрей и точней оформлять заказ. Они могут помочь не очень талантливым, коих большинство, продавцам использовать опыт самых даровитых коллег: подсказки, заготовки, шаблоны — такая функциональность полезна и лишь начинает развиваться, ведь тиражировать хороших продавцов еще не научились.
В-третьих, ширится применение мобильных устройств там и таким образом, как это скорее всего не предполагалось производителями. Как разъездная ремонтная бригада может доказать, что она вообще была на месте ремонта? Вот фотография объекта с датой и временем на мобильном — пожалуйста. Как заставить ремонтника завода хотя бы дойти до точки, где он должен провести профилактические работы? Дать ему смартфон и поставить RFID-метки на точках обслуживания, чтобы он мог отметить выполнение работ только по достижении метки. Такого рода производственные задачи дополняются использованием сканеров штрихкодов на складах, при отгрузке и тому подобных операциях. Проекты, где смартфон или планшет давали бы ремонтнику схему теплотрассы в месте ремонта, например, или иную инженерную информацию, остаются редкостью.
Четвертое направление развития корпоративной мобильности уводит совершенно в другую сторону: в область взаимодействия бизнеса с клиентами. Мобильный телефон быстро превращается в универсальное средство идентификации и платежа, в рекламный носитель, причем не где-нибудь «за бугром», а внутри МКАД как минимум. Во множестве фирм стремительно пишется код, который сделает нашу частную жизнь прозрачной и доступной для вездесущих продавцов всего и вся. Пока еще только относительно редкое и фрагментарное покрытие и недостаточно надежный доступ в Сеть сдерживают натиск, но явно ненадолго. И если от маркетинга хочется защищаться, то универсализация платежей, напротив, вызывает оптимизм. Скорей бы уж повсеместной стала бесконтактная оплата мелких услуг с мобильного… Однако пока еще это относится к области фантастики.
Правда, надо полагать, именно в платежных приложениях только и виден прямой и измеримый эффект «мобилизации». Была одна цена транзакции, стала другая. В корпоративных приложениях возможные последствия не столь очевидны, как считать выгоду — остается вопросом, поэтому и реализация проектов с мобильными устройствами имеет далеко не первый приоритет.
Новая платформа подоспела вовремя
Аркадий Граф,
руководитель отдела продаж департамента ИТ Samsung ElectronicsИнфраструктура современного бизнеса плотно завязана на Microsoft Windows: стандарты документооборота и взаимодействия разных устройств и систем в течение последних двух десятилетий разрабатывались в первую очередь под эту операционную систему. Поэтому хотя с развитием рынка планшетов и смартфонов многие компании заинтересовались ими, на практике полноценно интегрировать эти устройства в бизнес-инфраструктуру оказалось крайне сложно.
Решение подоспело довольно быстро: выход Windows 8 в октябре 2012 года сопровождался представлением x86-планшетов на этой ОС, по форм-фактору сопоставимых с уже привычными медиапланшетами, но при этом и аппаратно, и программно полностью совместимых с обычными ноутбуками (в линейке Samsung это серия ATIV Smart PC). С ними мобилизация бизнеса имеет все шансы обрести второе дыхание: с одной стороны, пользователи получат планшеты, которые им нравятся и удобны, а с другой — ИТ-службы избавятся от головной боли при их интеграции в имеющуюся инфраструктуру.
Рост интереса, подтвержденный цифрами
Сергей Орлик,
директор Центра корпоративной мобильности «АйТи»Пользователи уже проголосовали своими кошельками за мобильные устройства, и компании не могут больше позволять себе не замечать сформировавшуюся бурно растущую потребность и эффект, который она дает. Проведенное прошлой осенью очередное ежегодное исследование Центра корпоративной мобильности «АйТи» «Корпоративная мобильность в России — 2012» (http://enterprise-mobility.ru/files/enterprise-mobility-report-2012-rus.pdf) показало, что доля компаний, предоставляющих доступ к корпоративным ресурсам со смартфонов и планшетов более чем сотне мобильных сотрудников, увеличилась с 26 до 34% по смартфонам и с 15 до 33% по планшетам. К концу 2013 года обеспечить такой доступ для широкого круга сотрудников планируют более половины организаций.
Отличный пользовательский опыт в сочетании с управляемостью и безопасностью мобильной работы дает серьезное повышение продуктивности сотрудников всех уровней — от топ-менеджмента до линейного персонала.