Планируя проведение опроса, о результатах которого мы сейчас хотим рассказать, мы хотели посвятить его оценке перспектив применения облачных технологий в бизнесе. Вместе с тем, полностью осознавая то, что термин «облачные вычисления» уже давно является не только техническим понятием, но и маркетинговым слоганом, мы решили попытаться полностью от него отстроится. Ни в вопросах, ни в предлагаемых вариантах ответов, ни в сопроводительном письме к нашим респондентам мы ни разу не употребили слово «облако» и даже старались не намекать на него. Изначально предполагалось, что все наши выводы будут непрямыми, хотя от этого, надеемся, и не менее ценными.

В данном материале, описывающем часть нашего исследования, мы сосредоточились на общих моментах развития бизнеса и общей экономической ситуации в стране, которые способны так или иначе повлиять на ключевые приоритеты автоматизации бизнеса в России. В данном случае мы четко не разделяли понятие частного и публичного облака, считая что у них схожие перспективы, а по мере совершенствования технологий и продуктов различия между ними постепенно размываются.

Вторая же часть вопросов нашего исследования, о котором мы поговорим чуть позже, больше касается тенденций в области организации ИТ-поддержки бизнеса, которые тоже способны оказать заметное влияние на выбор технологий.

На заданные нами вопросы можно посмотреть и несколько по-другому. Мы очень много говорим о налаживании взаимопонимания между бизнесом и ИТ, но сейчас этот вопрос стал еще более актуальным. И даже не потому, что он стал более значим – он был таковым всегда. Дело в том, что потенциал современных ИТ позволяет выстроить эти отношения предельно «технологично», тогда как ранее этому все-таки существовали препятствия – прежде всего в виде недостаточно гибкости ИТ. Теперь положение меняется и благодаря развитию облаков далеко не в последнюю очередь.

Также важно и то, облачные технологии могут быть по настоящему эффективными лишь тогда, когда ИТ проявляет реальную, а не показную инициативу. Мы надеемся, что статистика ответов на наши вопросы в какой то мере поможет найти оптимальные пути к достижению взаимопонимания между ИТ и бизнесом в «облачную эпоху».

В нашем опросе приняло участие 69 респондентов из числа ИТ- и других функциональных руководителей российских компаний и организаций государственного сектора.

Стратегия отношений

Первый вопрос нашей анкеты (рис. 1) более чем другие предполагает оценку взгляда бизнеса на ИТ в некоторой перспективе.

Варианты ответов не взаимоисключающие, так как отвечающим давалась возможность выбора не более двух пунктов. Пойдем, однако, как часто бывает при доказательстве объективных закономерностей, по принципу «от противного». Явное меньшинство респондентов считают, что бизнес будет осознанно или же скорее инстинктивно пытаться ограничить распространение ИТ абсолютным минимумом функций. И, наоборот, вполне весомое с количественной точки зрения мнение состоит в том, что внедрение передовых информационных технологий будет способствовать позитивной репутации бизнеса компании и только одним этим способно себя окупить. Тезис о том, что ИТ помимо влияния на профессиональный имидж компании способно решать бизнес-задачи, подразумевается сам собой – мы по умолчанию допускаем, что его отметили бы 100 процентов отвечающих, и такой пункт в нашей анкет просто отсутствовал.

Итак, ИТ, по мнению бизнеса, в целом будет развиваться, если и с осторожностью, то явно не по принципу минимализма. Поскольку имиджевая составляющая автоматизации бизнеса, как мы видим, весьма высока, резонно предположить, что ИТ в отечественном бизнесе выступает в том числе и как своего рода PR-инструмент. Новым (и может даже инновационным) технологиям при такой позиции бизнеса по отношению к ИТ тоже, скорее всего, будет находиться место.

В выборе первого и второго тезисов (об универсальности и специфичности роли информационных технологий), характеризующих отношение бизнеса к ИТ, как мы видим, наблюдается примерное равенство. К тому же следует сказать, что эти варианты если не строго взаимоисключающие, то все же в определенной мере полярные друг другу. И действительно сочетание этих двух пунктов в одном ответе нам встретилось только один раз.

Позиция по отношению к ИТ как к полноправному среди прочих функциональному направлению бизнеса, скорее всего, ни в положительном, ни в отрицательном аспекте не способно повлиять на судьбу облачных технологий в корпоративном секторе. При этом напомним, что пока мы пытаемся сделать какие-то выводы о судьбе облаков, ориентируясь на некие шаблоны отношений бизнеса к ИТ, а отнюдь не на объективные преимущества тех или иных решений.

Второй тезис о специфичности ИТ как одного из направлений бизнеса (а это неминуемо сопряжено со стремлением обеспечению как можно большей прозрачности в отношениях с ИТ), напротив, способен оказать позитивное влияние на перспективы практического применения облачных сервисов. И в общем понятно почему. Речь в данном случае опять-таки не о четко рассчитанном ТСО или прочих параметрах, претендующих на объективную оценку. Здесь большую роль скорее способна сыграть сама культура потребления облачных услуг, по определению предполагающая использование значительной доли сервисов «самообслуживания». А чем более термин Self-Service будет проникать в сферу информационной поддержки бизнес-процессов, тем легче будет достигать той самой прозрачности в отношениях, о котором было сказано. Но повторим в очередной раз – пока все наши рассуждения находятся вне пространства чисто объективных преимуществ или недостатков облачных технологий.

Осталось разобраться с тезисом о глубоком проникновении ИТ не только в бизнес, но и во всю нашу окружающую нас действительность. По сути, это уже сейчас вполне очевидная мысль. Вопрос только в том, насколько будет расти доверие к сервисам на стороне (ну и, конечно, их технологичность, о которой мы пока не говорим).

Факторы бизнес-среды

Варианты ответов на вопрос о наиболее значимых факторах развития бизнеса, способных оказать влияние на политику автоматизации российских компаний (рис. 2), можно условно разделить на две группы.

Первая связана с факторами, которые в большей степени могут создаваться самими компаниями при развитии бизнеса (динамика продуктовой стратегии, формирование отношений с заказчиками, уход в узкие производственные ниши). Влияние этих факторов (27,2 и 21,2 процентов), как мы видим, ощутимо ниже. Вторая группа, напротив, больше определяется развитием отечественного бизнеса в целом и меньше зависит от индивидуальных усилий отельных компаний. Отметим также, что еще более обобщенные факторы влияния на развитие бизнеса со стороны внешней среды сведены еще в один вопрос нашей небольшой анкеты (рис. 3).

Связывая получившееся распределение на возможными приоритетами корпоративных ИТ, в первую очередь необходимо говорить не о технологиях, а о хорошо известных базовых характеристиках информационной поддержки. А именно речь (помимо, разумеется универсального фактора стоимости решения) может идти о:

  • надежности;
  • адаптируемости под изменяющуюся ситуацию ;
  • масштабируемости;
  • стандартизации решений и возможность их интеграции;
  • производительности вычислений

Прогнозируя значимость указанных характеристик, мы можем уже говорить о том, какие технологии, продукты и методологии с большей эффективностью способны обеспечить их достижение. Если принимать во внимание значимость интеграции российского бизнеса в международный, то снова возвращаясь к облачной теме, можно смело сказать, что взгляды российского бизнеса в данном случае будут прикованы к международной практике. При этом неминуемо станут актуальными вопросы стандартизации облачных решений (не столько, пожалуй, техническая, сколько в смысле повсеместного принятия облачной модели корпоративной поддержки) и возможность их интеграции. Пока положение дел с облачными технологиями за рубежом (и прежде всего в США) вряд ли можно выразить парой фраз, и тема безусловно заслуживает отдельного разговора. Как на уровне государственных программ, так и на уровне принятия облачной концепции бизнесом нельзя говорить ни о безоговорочном успехе, ни о провале соответствующих идей.

О роли интеграции решений говорит и тот факт, что наши респонденты отметили важность функциональной интеграции различных бизнесов по цепочке ключевых процессов, а также существенную динамику отечественного бизнеса в отношении организационных преобразований.

Можно, однако, предположить что понятие стандартизации информационных решений в данном случаенесколько трансформируются. Если при интеграции российского бизнеса в международный под стандартизацией мы имеем в виду повсеместную распространенность облачных вычислений de-facto, то построение единой автоматизированной цепочки бизнес-процессов ставит на повестку дня более «приземленные» вопросы стандартизации решений, позволяющие как минимум легко их интегрировать

Если мы говорим про организационные преобразования, имея в виду слияния и поглощения (этот фактор в развитии российского бизнеса тоже отметили большое количество наших респондентов), то возможности создания интегрируемых решений добавляется необходимость иметь гибкие, адаптируемые под конкретную конфигурацию бизнес-среды хорошо масштабируемые решения. Также отметим, что при всей важности интеграции бизнеса по цепочке «длинных» горизонтальных бизнес-процессов к образованию долговременных отношений, судя от статистике ответов, (см. рис. 3) , бизнес как раз склонен в меньшей степени. Значит помимо наличия интеграционных возможностей в ИТ-решениях должна присутствовать высокая степень гибкости.

Что касается сложности рыночных механизмов и трудностей с прогнозированием ситуации (а у этого фактора тоже весьма заметный приоритет), то тут речь тоже больше идет о гибкости и масштабируемости. В данном случае, однако, потребность в вышеназванных характеристиках ИТ-поддержки имеет своего хода черты отложенного спроса. Иными словами конкретные технические параметры сегодняшних ИТ-решений (в том числе облачных) тут могут временно отойти на второй план. На первый же выдвигаются принципиальные возможности их достижения при возникновении в этом необходимости.

Если говорить о сегодняшних достижениях облачных технологий и их способности обеспечивать названные характеристики ИТ-поддержки, то можно, пожалуй, откровенно сказать, что стандартизация решений различных вендоров и, как следствие интеграция этих решений между собой, явно не является самой сильной стороной облачной концепции. Это известная проблема, попытки в области стандартизации предпринимаются, но все же это пока остается делом будущего. К проблемам интеграции облаков, рассматриваемых как инфраструктурные решения, часто добавляется вопрос интеграции приложений, предоставляемых по SaaS-модели в корпоративную среду.

Адаптируемость ландшафта ИТ-поддержки и особенно масштабируемость решений (и в отношении добавления качественно новых сервисов и в смысле наращивания производительности), наоборот, является заметным преимуществом облачных решений уже сегодня. Особенно то, что касается частных облаков.

Надежность работы систем является универсальным понятием, напрямую определяемым конкурентной борьбой в бизнесе и имеющем некоторую отраслевую зависимость. Здесь облака, наверное, не должны иметь ни недостатков, ни преимуществ в сравнению с классическими решениями. Паритет здесь вполне приемлем.

Влияние «извне»

Статистики ответов на третий вопрос (рис. 3) мы в значительной степени уже коснулись. Из того, о чем еще не было сказано, отметим принципиальное отношение к вопросам корпоративной автоматизации двух тезисов – о конкуренции за ресурсы и о регулировании бизнеса со стороны государства.

Первый из них практически напрямую завязан с уже известным понятием разделяемых сервисов (shared services). В бизнесе идея применения разделяемых сервисов уже имеет вполне четкую интерпретацию и отображается на вполне определенные организационные инициативы по созданию, скажем, единых центров обслуживания или центров компетенции. С определенного времени развивается подобная практика и в ИТ, которая к тому же часто может быть расширена (например, в области удаленного администрирования) за счет широких возможностей удаленной работы, предоставляемых за свет автоматизации. В случае облачных технологий идею разделения ресурсов можно опять-таки очень успешно развивать далее за счет наличия ряда технологичных особенностей, присущих облакам по определению. Прежде всего, речь идет о централизации вычислений и виртуализации. Пользуясь этим, облачные сервисы в режиме разделения уже активно используют, например, органы муниципального управления группы небольших городов как правило близко расположенных друг к другу. Такой подход сейчас становится все популярнее и уже обозначается специальным термином community cloud.

Если попытаться связать государственное регулирование деятельности бизнеса с перспективами автоматизации, то можно, наверное, отметить следующее. С одной стороны регулирование часто связано с повышением внимания к вопросам безопасности и при этом нередко в тех аспектах, которыми компании могли до этого вообще не заниматься. Это безусловно подталкивает бизнес к известному консерватизму в отношении внедрения новых методов. Это, очевидно, относится и к облачным технологиям.

С другой стороны государственное регулирование всегда стимулирует бизнес к способности более оперативно реагировать на изменения. Все мы хорошо знаем, что официальное принятие очень многих регулирующих актов часто откладывается именно из-за неготовности бизнеса, и в отношении возможностей обработки информации далеко не в последнюю очередь. В данном случае облачная модель как раз может быть очень полезной вследствие своей способности предоставлять целый ряд характеристик информационной поддержки, о которых мы говорили ранее.

Выводы

Подытоживая сказанное, можно еще раз напомнить читателям, что мы не ставили своей целью обсудить технологические преимущества или недостатки облачных решений. Тем не менее можно отметить следующее.

1. Принципиальная стратегия отношений бизнеса по отношению к ИТ предполагает рассмотрение ИТ (рис 1) не только с учетом перспектив технического совершенствования ИТ-решений. Для бизнеса реальное значение имеет позиционирование ИТ внутри компании и таким образом получается, что новые формы организации ИТ-подержки бизнеса это не только новые технологии, и даже не средство внутреннего маркетинга ИТ-подразделения. Попытки выстроить новые механизмы взаимодействия тут явно двусторонние, и акценты с обоих сторон тут вполне конкретные. Следовательно рассматривать облака необходимо в том числе и как инструмент , помогающий формировать такие механизмы.

2 Меняющаяся бизнес среда способна значительно быстрее менять требования в базовым параметрам ИТ-поддержки – надежности, производительности, масштабируемости и некоторым другим. Облака в данном случае представляется едва ли не идеальным выходом, даже учитывая то, что далеко не все проблемы здесь уже решены. Причем как технологические, так и задачи по координации усилий разных игроков рынка облачных технологий.

3 Облачные технологи хорошо подходят для того, чтобы «подхватить» некоторые удачные, давно проверенные на практике схемы работы бизнеса (например, уже упоминаемые shared services или Self Service, хотя и не только). Такое их свойство просто трудно переоценить, если мы говорим об актуальности задачи построения оптимальных отношений «бизнес-ИТ». А с этого мы как раз начинали наш разговор

На границе публичного и частного

Андрей Гарканов,
руководитель отдела маркетинга департамента облачных технологий Softline

Данное исследование отражает действительные тенденции восприятия облачных технологий бизнес-сообществом - в общем и ИТ-департаментами - в частности. За последний год подобное мнение мы слышали от многих представителей российских компаний. Действительно, грань между публичными и частными облаками размывается, гибридная система становится нормой. Но все же, если подходить к такому интервьюированию более детально, то разница между публичными и частными облаками существенна. Попаданием в десятку для облачных технологий, в целом, является влияние PR- составляющей на имидж самой компании на рынке и значимость ИТ-департамента внутри организации.

По отношению к облакам сейчас в бизнес-сообществе есть деление, скорее, даже не на «за» и «против» ( так как по факту все «за» смотрят в "облачное" будущее с оптимизмом, ориентируясь на рынки США и Европы), а между реальным внедрением облачных технологий или организацией пилотных проектов для автоматизации части бизнес-процессов и показательным интересом, граничащим, скорее, с поиском минусов. Основным фактором для нас служат даже не прогнозы ведущих аналитических агентств, а рост рынка, на котором мы работаем уже больше трех лет. Конечно, современные технологии (а облака - один из новейших трендов) позволяют бизнесу наладить более простой диалог с ИТ, который переходит в понятное для всех участников дискуссии русло. А самое главное - сделать основные задачи ИТ более прозрачными, позволяя шире использовать масштабируемость и производительность облаков и при этом приспосабливаться к изменяющейся бизнес-среде.

Именно тут более остро чувствуется вопрос доверия бизнеса к облачным технологиям, и здесь уже крайне необходимо подчеркивать значение терминов публичного и частного облаков. Что касается вопросов стандартизации, принятия облачной модели бизнесом, то действительно, вопрос уже давно обсуждается, и к, сожалению, сейчас больше думают о техническом аспекте стандартизации облаков.

Облака: остерегайтесь подделок

Ирина Гришанова,
Директор по массовым сервисам и продуктам Сервисного подразделения "Ай-Теко"

Основные критерии, которым должен удовлетворять облачный сервис (полная автоматизация, интуитивная понятность и удобство работы, отсутствие единовременных платежей, оплата за фактически потребленные ресурсы с возможностью оперативно менять заказанный объем) определяют основные направления их развития.

Для провайдеров облачных сервисов это означает, с одной стороны, возможность за счет автоматизации создать экономичные сервисы для потребителей, с другой стороны, необходимость масштабных инвестиций в организацию и продвижение сервиса. Поэтому возникла новая модель выхода на рынок: провайдеры и их партнеры кооперируются и совместно вкладываются в создание сервиса. Это позволяет снизить риски каждого из партнеров и ускорить вывод новых продуктов и сервисов.

Крупные заказчики, как правило, требуют кастомизации любых решений и сервисов, в том числе и облачных. Для СМБ же облачные сервисы, благодаря стандартизированному подходу, стали точкой доступа к технологиям, которые они ранее не могли использовать из-за сложности или высокой стоимости. Теперь на создание продвинутого сайта или организацию видеоконференции не нужно тратить столько, сколько раньше было по карману только очень большим компаниям. Однако некоторые разработчики расценивали «облака» как некую гарантию успешности: не покупается приложение, а вот сделай его облачным – и клиенты сразу появятся. Из-за таких ожиданий на рынке «облачных» сервисов в начале его развития появлялось большое количество «сырых» продуктов – и клиентов это зачастую отпугивало.

Постепенно, по мере развития рынка, приходит осознание того, что удобство использования приложения – хоть обычного, хоть облачного – ключевая составляющая успеха. Хороших приложений – то есть качественно разработанных и реально необходимых клиентам – становится больше, и они, действительно, меняют жизнь бизнесов к лучшему.