О том, чтобы сделать общественный распорядок и жизнь граждан идеальной, люди мечтают с незапамятных времен. Платоновское «Государство», «Утопия» Томаса Мора, Город Солнца Кампанеллы или «стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли» Нью-Васюки… Возможно ли вывести мечту о комфортных социальных условиях за пределы утопии?
Международный опыт по созданию разумной социальной инфраструктуры уже сейчас весьма солиден. IBM принимает участие в реализации таких проектов в рамках создания «Разумных городов», и при этом может повышаться эффективность управления не только всей городской инфраструктурой, но и отдельными ее частями. Под социальной инфраструктурой в данном случае необходимо понимать любую деятельность, направленную на повышение качества жизни всего населения и в значительной мере формируемую и финансируемую усилиями государства. Для решения соответствующих задач используются ИТ-системы самых разных категорий. Среди них и средства организации коммуникаций, и аналитический инструментарий, и модули автоматизации управления вполне конкретными процессами или объектами. Немаловажную роль здесь играют ИТ-инструменты, обеспечивающие сбор первичных данных для их последующей обработки.
Так, город Форт-Уэрт и округ Таррант (США) будут использовать инструменты IBM совместно с программным обеспечением компании UnifiedEdge для унифицированных коммуникаций. Конечная цель состоит в том, чтобы предоставить полицейским, пожарным, медицинским работникам и руководителям других социальных служб города возможности оперативного обмена информацией в едином пространстве разных видов коммуникаций — радиосвязи, текстовых сообщений, а также при совместном использовании файлов. Руководители экстренных служб будут принимать радиовызовы с помощью своих десктопных приложений. Эти руководители, уже использующие инструменты IBM SameTime для поддержки коллективного взаимодействия, смогут осуществлять широковещательные трансляции для многих абонентов или вести индивидуальные переговоры. Приложение RadioConnect агрегирует сотни поступающих радиовызовов. Системы радиосвязи запрограммированы с учетом специфических особенностей разных департаментов, таких как полиция или пожарная охрана, и при этом не допускают межсетевых коммуникаций.
Во время чрезвычайной ситуации одной и той же проблемой могут заниматься три-четыре десятка организаций, которые теперь благодаря системе унифицированных коммуникаций взаимодействуют максимально эффективно, выстраивая моментальную координацию. Надо сказать, что службы охраны правопорядка, как правило, имеют дело с большим количеством инцидентов, явно или неявно связанных друг с другом и часто описываемых значительным количеством параметров. В результате они все чаще стремятся использовать аналитический функционал. Так, полицейский департамент города Гессен (Германия) при помощи продукта IBM SPSS применяет приемы кластерного анализа для выявления лиц, способных на то, чтобы пойти на серьезное преступление, а также на повторное его совершение. Полиция Северной Ирландии использует специализированное решение в области управления рисками, созданное на базе IBM Cognos Business Intelligence.
Ещё одним примером автоматизации деятельности экстренных служб города может служить проект, реализованный для пожарной и спасательной служб Тейсайда (Данди, Шотландия). Эта служба покрывает своей деятельностью регион площадью более 7500 кв. км с населением около четырехсот тысяч человек. Её персонал состоит из 668 оперативных пожарных (штатных, прикомандированных и привлекаемых на добровольной основе). Служба имеет пятьдесят пожарных автомобилей, которые базируются в двадцати четырех пожарных депо.
Имея более 15 000 вызовов ежегодно, служба экстренных вызовов Тейсайда должна гарантировать круглосуточную готовность всех своих критически важных для оперативного реагирования активов. В этой организации традиционно применялся ручной процесс управления активами, что затрудняло точное и своевременное управление техническим обслуживанием активов, а также не могло гарантировать безошибочную работу. В итоге было решено модернизировать процессы управления активами и их информационную поддержу.
В настоящее время там применяют мощное программное решение для того, чтобы отслеживать все активы, перемещаемые с помощью пожарных и аварийных машин. Организация может точно отследить местоположение всего подлежащего обслуживанию оборудования, полную историю его эксплуатации и в любой момент получить необходимые данные по всем предшествующим или текущем ремонтам. Анализ состояния активов позволяет специалистам службы прогнозировать оптимальный момент времени для проведения ремонта или для замены оборудования — до того, как его отказ сможет негативно повлиять на степень готовности персонала к немедленной реакции на чрезвычайные ситуации.
Одним из самых показательных проектов по оптимизации социальных сервисов является проект, реализованный в итальянском городе Больцано. Там была создана технологическая сеть, которая позволяет заботиться о здоровье и безопасности пожилых людей. Город Больцано, с населением более ста тысяч человек и средним доходом 34 400 евро на человека в год, занимает в Италии первое место по объему ВВП на душу населения и является одним из самых богатых городов Европы по удельным показателям. Службы городской администрации, участвующие в проекте Abitare Sicuri-Sicheres Wohnen («Безопасная жизнь») — мэрия, департаменты социального обслуживания и здравоохранения — начали реализацию проекта, который осуществлялся при поддержке компании TIS Innovation Park и банка Tyrol Sparkasse и был включен в стратегический план развития города «Идеи-2015». Невозможность увеличения бюджетов и наращивания ресурсов создавала очевидные проблемы для Больцано, где количество пожилых жителей уже составляло почти четвертую часть всего населения. Администрация города поставила своей задачей обеспечить их безопасность и предоставлять им необходимые услуги, но ей требовался экономически эффективный способ оперативного информирования о том, когда именно этим людям требуется помощь.
Для этого в городе была развернута современная сеть датчиков для мониторинга состояния домов одиноких пожилых людей — температуры, содержания в воздухе углекислого газа, утечек воды и т.д. Кроме того, дистанционное взаимодействие с медицинскими специалистами посредством сенсорных экранов или мобильных устройств позволяет пожилым людям получать медицинские рекомендации без посещения врача. Использование этих технологий предусматривает небольшую помощь от родственников или друзей пожилого пользователя, которые при возникновении проблем получают сообщения и оказывают содействие до прибытия соответствующих городских служб (коммунальных или медицинских).
Благодаря реализации проекта была создана новая модель социального и медицинского обслуживания, которая может функционировать при неизменных бюджетах и ресурсах даже при увеличении численности пожилого населения. При этом используется технологически насыщенная и предельно комфортная для человека среда. Пожилой пользователь может оставаться независимым и в то же время не чувствовать себя одиноким.
Социальные и медицинские работники могут сконцентрироваться на людях, которым действительно требуется их физическое присутствие, поддерживая высокое качество жизни участников программы мониторинга.