В ИТ-сообществе уже давно идут разговоры о том, какой ИТ-директор нужен бизнесу. Должен ли это быть квалифицированный технический специалист, посредник между миром бизнеса и пространством технологий или просто грамотный менеджер. Мы неоднократно задавали этот вопрос в рамках интервью и круглых столов и теперь решили вновь систематизировать полученную информацию.
Инициативность и активность
Безусловно, каждый топ-менеджер должен быть человеком активным и инициативным, способным принимать решения и нести ответственность за них. Более того, не обладая этими качествами, пробиться в верхи компании невозможно в принципе. Казалось бы, очевидно, что руководителю ИТ-департамента следует выступать с разного рода инициативами и предлагать инновационные решения. Однако многие представители бизнеса жалуются на недостаток активности ИТ-директора, а также на инерционность и пассивность самого ИТ-подразделения.
Как рассказала в одном из интервью нашему изданию финансовый директор фирмы «ИнВитро» Наталья Баранова, компании функционируют по схеме «бизнес выразил желание — ИТ реализуют его на практике», в то время как многие бизнесмены хотели бы сами получать какие-либо рекомендации от ИТ-департамента в целом и его руководителя в частности.
На проведенном Intelligent Enterprise в прошлом году заседании круглого стола, посвященном компетенциям CIO, Михаил Жуков, генеральный директор компании HeadHunter, отметил, что очень ценным (возможно даже, наиболее значимым) качеством ИТ-директора является его умение проявить инициативу и предложить такое решение, которое поможет предприятию существенно продвинуться вперед.
Возрастанию роли инициативы в деятельности CIO способствует и тот факт, что время отладки работы стандартных решений проходит и интеллектуальные ресурсы CIO так или иначе направляются на более сложные технически и менее пропагандируемые на рынке классы систем. Эффект от их внедрения не всегда очевиден и существенно зависит от культуры работы компании в целом, от зрелости бизнеса окружающих ее партнеров, от приоритетов и желаний со стороны руководства и от массы других факторов.
Между бизнесом и технологиями
Если инициативность и активность являются скорее чертой характера, то понимание вектора развития предприятия приобретается только с практическим опытом. Однако это качество ценится бизнесом очень и очень высоко. «ИТ-директор должен стремиться максимально оптимизировать работу компании в целом», — отмечала Наталья Баранова. И здесь, безусловно, недостаточно того, чтобы поверхностно понимать механизмы работы компании, необходимо детально осознавать принципы функционирования всех её подразделений.
Важность понимания сути операционных процессов подчеркнул и один из руководителей компании IPL Consulting Владимир Капустин. По его мнению, детальное знание процессов компании от ИТ-директора не требуется (да и в принципе всё знать невозможно), однако уж точно нужно знать общую схему и структуру работы.
Как отметил глава представительства компании Bay.ru LLC в России и СНГ Максим Андрюхин, грамотный и профессиональный ИТ-директор должен совмещать в себе две стороны одной медали — то есть быть и техническим специалистом, и человеком бизнеса. О менеджерской роли говорится куда чаще, чем, скажем, о разумном балансе технических и управленческих компетенций, и уже тем более в контексте отраслевой специфики. Тем не менее и такие высказывания со стороны бизнес-руководителей вполне можно найти на страницах нашего издания.
Президент компании Superjob.ru Алексей Захаров подчеркнул, что вовлеченность ИТ-директора в бизнес сильно зависит от вида бизнеса. «Если рассмотреть сырьевое предприятие, то там ИТ-директор определенно должен быть в первую очередь техническим специалистом. То есть если технологии не сопряжены тесно c ключевыми бизнес-процесссами и не приносят видимого финансового результата, то и понимание бизнеса от ИТ-руководителя в общем-то не очень требуется… В ритейле информационные технологии играют куда большую роль в формировании прибыли, а значит, и ИТ-директор должен быть в большей степени вовлечен в бизнес». Фактически ту же мысль на страницах нашего издания раньше отмечал директор по стратегическому развитию «Альфа-Групп» Алексей Савченко, имея в виду ряд подразделений в составе группы с разной степенью информационной насыщенности бизнеса. Описывая роль ИТ-поддержки в компании «Росводоканал», он сказал: «Ее бизнес-стратегия, если говорить в несколько упрощенных терминах, состоит лишь в том, чтобы иметь эффективные технологии прокладки труб, а также необходимые мощности по подъему и отводу воды. В итоге всё, что нужно компании с точки зрения ИТ, — это внятная работа бухгалтерского и управленческого учета». Но даже в некоторых сильно зависящих от ИТ отраслях, по его словам, конфигурация ИТ-поддержки такова, что в основном оказывается сосредоточена далеко не на управленческом программном обеспечении. И это опять-таки отражается на оптимальном балансе компетенций ИТ-директора.
Видение будущего в ИТ
Возможно, о том, что ИТ-директор должен быть знаком с актуальными направлениями развития ИТ-рынка, писать не стоит, уж очень это очевидно. Тем не менее некоторые представители бизнеса высказывают свое неудовлетворение в связи с неосведомленностью сотрудников ИТ-подразделения относительно архитектурных и функциональных характеристик имеющихся на рынке программных систем. Так, Наталья Баранова отметила, что в результате недостаточно тщательного изучения рынка ИТ-продуктов компания «ИнВитро» приобрела совершенно ненужное и ни разу не использованное ПО. И это если не типичный, то по крайней мере не единственный пример.
Алексей Савченко из «Альфа-Групп» высказывается на этот счет предельно ясно: «Прогнозированием развития ИТ-продуктов и технологий действительно должен заниматься грамотный ИТ-директор. Могу точно сказать, что это вполне соответствует ожиданиям, которые бизнес формирует в его отношении».
Однако представляется, что пока данная компетенция CIO не слишком востребована. Возможно, это связано со все еще имеющей место сильной привязкой внедренческой практики к классическим управленческим системам и соответственно с меньшим вниманием ИТ-директоров к поиску «точечных» ИТ-решений, способных обеспечить конкурентное преимущество конкретному бизнесу, в конкретном внешнем окружении и на определенном этапе его развития.
Умение управлять «своими»
Несмотря на то что рекрутинговые агентства и HR-департаменты во многом снимают с ИТ-директоров и других топ-менеджеров обязанности по отбору персонала, для заполнения некоторых позиций необходимы консультации с руководителем подразделения. И здесь уже важно умение ИТ-директора распознать потенциально ценного сотрудника и понять, сможет ли он вписаться в команду и реализовать свой потенциал. Ведь даже самые умные и талантливые люди порой оказываются не в состоянии решить самую простую задачу, работая с негативно настроенными коллегами. Вдобавок к этому создание благоприятной творческой атмосферы в коллективе практически полностью ложится на плечи ИТ-директора. Как подчеркнула Наталья Баранова: «Крупные корпорации, нуждающиеся в ИТ-директоре, хотят найти не системного администратора и программиста в одном лице, а прежде всего человека, способного эффективно управлять ИТ-персоналом». Самой главной задачей ИТ-директора является поиск людей, умеющих грамотно выстроить систему, при этом он обязан ставить перед ними задачи и спрашивать результаты, сказала г-жа Баранова и заключила свою мысль: «ИТ-директор, как и любой топ-менеджер в функциональной зоне, должен обладать главным и необходимым умением — управлять персоналом». Надо отметить, что одной из сложностей работы с персоналом, характерной именно для ИТ-директора, считается то, что он вынужден подбирать людей для работы с технологиями, которые уже могут стать рычагом получения конкурентных преимуществ, но специалистов по которым на рынке еще попросту нет.
Отметив все эти характеристики, мы не беремся ранжировать их в порядке первоочередности. Очевидно, что в зависимости от направления бизнеса и особенностей компании данные навыки могут требоваться от ИТ-директора «в разной пропорции». И все же без какого-либо из четырех перечисленных качеств в современной турбулентной и высококонкурентной рыночной среде обойтись ИТ-директору будет очень трудно, если вообще возможно.