«Чтобы достигнуть цели и могущества, необходимы
четыре вещи: ум, просвещенный учением, ни перед чем
не останавливающаяся смелость, ничем не преодолимая
воля и скромность, которую ничто не в состоянии
испортить или опьянить…»
Цитата из древнего труда
В профессиональной жизни термины «власть» и «лидерство» употребляются весьма часто, хотя не будучи расположенными глубоко вникать в их суть, мы нередко путаем эти понятия. Тем не менее для руководителей подобную путаницу понятий вряд ли можно признать нормальным явлением. Конечно, на практике власть и лидерство зачастую (к сожалению, не всегда) сочетаются. Поэтому постараемся провести некоторые водоразделы между этими понятиями.
Власть необходимо понимать как вневременной личностный феномен. Она присутствует в любой ситуации, в любом сообществе постоянно, она разлита в пространстве, надо только суметь аккумулировать ее. И тот, кто сделает это, обретет силу изменять человеческое поведение. Как индивидуумов, так и масс. С этой точки зрения лидерство можно рассматривать как временное и ситуационное — практически случайное — проявление власти человеком, который стал не аккумулятором, а молниеотводом. Один раз он сумел воспользоваться властью, но это не профессиональное управление. Здесь во многом можно говорить о везении и стечении обстоятельств. Власть же требует целенаправленного культивирования и работы. Прежде всего над собой, а не над другими.
Власть — та же страсть. Она приносит упоение в процессе действия, пик которого приходится на момент, когда нечто совершается и изменяется по твоей воле. Ты получил, что хотел. Ты взял, что хотел. И власть, и страсть описываются одним и тем же глаголом «иметь». Во всех смыслах. Понимать это важно по множеству причин:
- во-первых, власть связана с чужой волей, противостоянием, боем — надо хотеть победить;
- во-вторых, надо хотеть победить, а не убивать и не доказать свою правоту любой ценой;
- в-третьих, нельзя закрывать глаза на мощные положительные чувства (а не только эмоции), которые содержит власть. Их осознание поможет не упиваться ими и не стесняться их, а значит, не желать власти втайне, препятствовать стремлению к запретному наслаждению властью как патологии;
- в-четвертых, здоровое и открытое отношение к эмоционально-энергетической сути власти является хорошим противоядием против мании величия, самой разрушительной болезни лидеров и руководителей;
- в-пятых, важно понимать, что человек остывает к власти, если она не подкрепляется конструктивной целью, ему может опротиветь и собственная организация, он может из защитника компании превратиться в ее врага (страсть без любви быстро надоедает).
В целом осознание вышесказанного поможет руководителю отравиться властью, переболеть ею, как двадцатилетнему сексом; выздороветь и понять, что власть — состояние и инструмент, к тому же общего пользования. В противном случае человек из хозяина власти превращается в ее раба. Не дай бог никому работать в компании, в которой «кухарка стала барыней», а раб (власти) — господином (людей). Вот тут уж они разгуляются!
Перейдем теперь к вопросу о лидерстве и обратимся к источникам энергии лидера — человека, имеющего аутентичную власть.
Существует понятие «аутентичное лидерство», означающее, что лидерство может быть изначально заложено в самом человеке, проявляясь естественным образом как совокупность его свойств. Можно утверждать: власть базируется на определенных личностных параметрах, которые отличаются от свойств других людей. Лидером (ведущим) не может быть человек, чьи внутренние параметры равны параметрам ведомых.
Если же на природу власти посмотреть глубже, можно сказать, что и она, так же как и лидерство, по сути своей — прямое следствие наличия в человеке определенной внутренней энергетической массы. Ее наличие подобно тому, как это происходит в гравитационной механике, определяет силу взаимодействия одних объектов с другими — c большими, меньшими или равными массами. Общая недостаточность внутренних параметров приводит к тому, что человек, компенсируя свои слабые лидерские качества, начинает тяготеть к авторитарному формату управления, чтобы узаконить свое положение. Установить иной формат влияния он не в состоянии: для того чтобы доминировать над другими людьми, у него не хватает энергетики. Таким образом, высокий статус, которым обладает человек, не обязательно совпадает с лидерством. Во многих компаниях можно встретить руководителей, оказавшихся на определенной позиции волею судеб, но так и не сумевших стать лидерами: подчиненные их игнорируют и не воспринимают их указания как данность. Чтобы проталкивать свои решения, таким управленцам приходится излишне напрягаться.
Внутренняя сила, свойственная лидеру, обуславливает любой формат влияния. И чем больше этой силы, тем меньший объем энергии человек может использовать для воздействия на окружающих. Настоящему лидеру порой достаточно просто взглянуть на человека определенным образом или сказать что-то в форме просьбы, чтобы люди бросились выполнять. Признание энергии лидера ведомыми людьми и лежит в основе настоящей власти. Наделить этим качеством извне невозможно, его можно только развить и укрепить. Поэтому банальной и распространенной ошибкой топ-менеджмента является назначение на позицию, предполагающую власть, человека, у которого аутентично отсутствуют свойства, необходимые для лидерства.
В основе лидерских качеств лежит ощущение самим человеком своей внутренней силы. Отсюда вытекает ключевое требование — системного порядка — к человеку, который хотел бы стать лидером. Необходимо научиться развивать в себе внутреннюю силу, найти в себе ее источники, а затем непрерывно работать над ними. При этом духовный компонент является обязательной составляющей такой силы. Пожалуй, самым распространенным форматом восприятия людьми этой внутренней силы является уважение или глубочайшая симпатия. Люди, способные внушить такие чувства, становятся лидерами в обязательном порядке, даже если и не стремятся к этому.
Развитие лидерства всегда начинается с исследования ценностей «претендента» или своих собственных. Если мы посмотрим на управленцев или бизнесменов большого калибра (имея в виду только предпринимателей, которые самостоятельно создали работающую «машину»), — мы всегда увидим лидеров.
Дело в том, что в какой-то момент у человека начинают трансформироваться цели, и происходит это благодаря тому, что для него меняются ценности. Понимая, что в деньгах как таковых ценности нет, личность начинает искать другие энергетические источники, расценивая при этом деньги как универсальный ресурс, позволяющий что-либо созидать или разрушать. Выбор определяется сообразно качеству души человека.
Между тем управляющий «вынужден» находить новые ценности, способные принести ему новый энергетический запас. Попутно можно заметить, что такой человек никогда не сумеет повести за собой тех, у кого ценности более мощные. А источник энергии становится тем мощнее, чем больший охват с точки зрения задач, пространства и времени имеет ценность.
Предположим, что ценностью предпринимателя является комфортная бизнес-среда. Следовательно, он начинает заботиться сначала о состоянии своего региона, затем страны, мира — и пропорционально меняющимся масштабам будет расти масса его энергии. Предприниматель будет становиться все более мощным лидером, притягивать к себе все более сильных соратников, что неизбежно даст серьёзный синергетический эффект, усиливающий общее энергетическое поле. При этом человек, управляющий совокупностью энергетических полей таких людей, способен достигнуть целей совершенно иного уровня.
Другим источником энергии для человека является его отношение к миру: либо он сам становится частью общей системы энергообмена, и тогда мир будет делиться с ним, либо он потребитель и, значит, будет обделен «излишками» энергии. Таким образом, если у человека есть определенные симпатии в разных областях живого, растительного мира или он имеет созидательные хобби — необходимо культивировать в себе такие пристрастия. Принадлежность к макросистемам (и миру прежде всего) станет источником огромного запаса энергии. Если же человек — потребитель и разрушитель по сути своей, не отождествляющий себя с миром, его энергетический объем ограничен масштабами его личности, а они у него — невелики.
Отношения с миром — один из аспектов духовности, поэтому нельзя не упомянуть о духовности непосредственной, связанной с верой. Ни в коем случае никому не навязывая такой путь, нельзя не сказать, что настоящая вера приводит человека к осознанию себя частью огромного, сложно устроенного энергетического поля. Для каждого человека конструкция этого понимания мира может отличаться, но в конечном счете все сводится к тому, что человек начинает воспринимать определенные закономерности бытия на высокосистемном уровне и чувствовать себя частью системы, а при выполнении ее законов получать поддержку в виде легкости свершений и удачи. Если мы говорим о такой прикладной функции, как власть, — разумеется, такому человеку не нужно повышать голос или проявлять себя другим энергетическим образом, чтобы быть услышанным. Достаточно одного факта его присутствия, чтобы люди следовали за ним.
По большому счету в каждом из нас биологически, духовно и генотипически зашифрована необходимость такого движения — к чему-то большему, к тому, с кем можно соединить поля и тем самым стать сильнее. В обществе заложена потребность в лидерах, поэтому «равные» всегда будут их выдвигать, ведь это обуславливает возможность общего движения. Люди тянутся к тем, кто движется сквозь, имеет стойкость, мужество, бесстрашие. Совсем не обязательно, чтобы все эти свойства проявлялись в чем-то великом. Впрочем, все это не означает, что лидер являет собой тип идиота, у которого страх как таковой отсутствует.
Страхи — необходимый ограничитель и точно такой же источник энергии, как и все остальные. Однако они должны быть управляемыми, при том что сам человек должен иметь силу, чтобы делать шаг и двигаться вперед, несмотря ни на что. И здесь мы подходим еще к одному энергетическому источнику, который должен быть у лидера. Это воля. Воля — это способность человека аккумулировать энергию, направленную на достижение определенной цели. Лишь умеющий собирать волю в кулак способен всегда достигать результата. Но здесь есть один секрет: человек не может иметь единственный либо несколько энергетических импульсов в жизни. Совершив прорыв однажды, он не может позволить себе стать расслабленным и ведомым, так как в этом случае перестанет быть лидером. Если человек хочет быть лидером, он должен научиться собирать свою волю в кулак постоянно, в большом и в малом. Вкладываясь, инвестируя определенный объем энергии, рискуя… Как только он начинает ныть, признавать свою усталость — на этом все закончится. Энергия не допускает двойных стандартов, двоякого движения. Умеющий концентрировать энергию не должен ее размывать. Единственное, что можно позволить себе, это ненадолго остановиться, передохнуть.
Помимо естественных источников энергии существуют и искусственные. Прежде всего — любовь, которую мы не можем отнести к естественным факторам, поскольку у человека ее просто-напросто может и не быть. Нередко случается и так, что окружение человека откровенно враждебно. Между тем великая правда духовных постулатов заключается в том, чтобы воспитывать в себе любовь несмотря ни на что и стать постоянно действующим своим собственным источником энергии. Не быть любимым, а любить самому. В высшем смысле этого слова. Это сложно и требует постоянной работы. А как только ты принимаешь людей — они начинают меняться. А ты для них становишься лидером. Такая вот любопытная формула. Когда у человека сформировался пул определенных энергетических источников, он начинает нести в себе возобновляемую энергию, которая не требует чрезмерных расходов. Причем в этом случае не так уж и важно, каким образом будет зафиксирована его лидерская позиция. Закреплена ли она с помощью иерархии или нет. Управлять системой можно из любой точки, как говорил великий Питер Друкер. Но — лишь в случае, если речь идет о настоящем лидере. Для такого лидерства карьера и другие проявления статуса представляют собой весьма примитивные форматы.
Почему современная молодежь не признает слово «карьера»? Стоит сказать, что каким бы ни было поколение Y, к счастью, в его лексиконе мы скорее услышим такие слова, как «развитие», чем «карьера» в ее вертикальном значении. Рассуждая о лидерстве, представители поколения Y не предполагают для себя возможности «пинать людей» и нести ответственность за чужие ошибки. Да, они хотят стать ведущими, большими профессионалами, но отнюдь не начальниками, директорами или управленцами. Известно много случаев, когда молодые люди приходили устраиваться на работу с откровенным требованием: без продвижения по карьерной лестнице. Возможно, это происходит потому, что они насмотрелись по телевизору на отвратительные модели псевдолидеров, наделенных манией величия и шизоидной истеричностью. Кроме того, в этом поколении вызрела глубинная потребность в том, чтобы состояться как личность и жить своими талантами. И те компании, которые предлагают своим сотрудникам карьерные возможности и ставят перед ними псевдоцели, все чаще будут испытывать недоумение. Нынешних молодых людей интересует пост, в котором будут соединены сила, развитие, смысл, свобода. Не думаю, что поколение Y выбрало бы в качестве лидеров многих известных бизнесменов, по факту — клоунов и самодуров.