Транспортная индустрия в нашей стране является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, а развитие транспортной инфраструктуры становится ключевым приоритетом государственной политики. Мы решили проанализировать «Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года» и выяснить, какие векторы развития будут наблюдаться в этой сфере в ближайшие годы.
Роль транспорта во всех развитых государствах очень велика, но в нашей стране из-за ее географических особенностей и огромной площади значение этой отрасли вообще невозможно переоценить. Непрерывно растущая мобильность человеческих ресурсов и необходимость высокоскоростной доставки грузов диктуют определенные требования к транспорту. Являясь самым большим по территории государством мира, Россия по определению должна стремиться к максимальному развитию транспортной инфраструктуры. Как отмечается в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», удельный вес транспорта в основных производственных фондах страны составляет порядка 27%, в ВВП — 8%, в инвестициях на развитие отраслей сельского хозяйства — 10,4%, в численности занятых работников — 6,3%. Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры положительно отразится как на экономическом, так и на социальном положении страны.
Главная проблема России
Одним из основных недостатков отечественного транспорта является низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние производственной базы. Не секрет, что в последние годы многие инфраструктурные объекты, в первую очередь автомагистрали и железные дороги, активно эксплуатировались, но при этом не реконструировались и не обновлялись. Все это привело к их моральному и техническому устареванию, физическому износу и, как следствие, к значительному снижению их эффективности. В настоящее время протяженность таких «узких мест» по пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, что соответствует 30% железных дорог, обеспечивающих около 80% грузовой работы железнодорожного транспорта. Но и на автомагистралях ситуация обстоит не лучшим образом — лишь 38% дорог федерального значения отвечают нормативным требованиям. Как подчеркивается в «Транспортной стратегии…», из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% россиян в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций. То есть почти 15 миллионов наших соотечественников дважды в год фактически оказываются оторванными от внешнего мира из-за плохих дорог! Безусловно, подобная изоляция крайне негативно влияет на экономические показатели и увеличивает социальную напряженность.
Наряду с этим необходимо отметить и высокий уровень износа основных производственных фондов крупных и средних коммерческих организаций. По данным «Транспортной стратегии…», в 2007 году на железнодорожном транспорте износ составил 58,6%, на морском — 51,2%, на внутреннем водном — 69,7%, на автомобильном (без дорожного хозяйства) — 49,6%, на воздушном — 50,3%. В то же время интенсивное развитие личного транспорта, особенно характерное для крупных городов-миллионников, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга, негативно отражается на загруженности дорог и постоянно приводит к пробкам и заторам. А это, в свою очередь, отрицательно отражается не только на экономических показателях, но и на социальной жизни и состоянии окружающей среды, ведь электромобилями в России еще почти никто не пользуется.
Не слишком высоки и темпы строительства новых дорог. За последние десять лет протяженность автотрасс общего пользования выросла всего на 15%, в то время как автопарк увеличился почти на 75%. Эти цифры свидетельствуют о явном несоответствии между транспортной инфраструктурой и падающей на нее нагрузкой.
Развитие авиаперевозок, судя по данным, представленным в «Транспортной стратегии…», несколько лучше, но в этом направлении явно ощущается проблема неоптимальной структуры рейсов. Большая часть полетов проходит через Москву, что приводит к излишней напряженности.
Исходя из этого в «Транспортной стратегии…» выделяются три ключевые проблемы российского транспорта, которые необходимо решить. Во-первых, несбалансированность развития единой транспортной системы России. Во-вторых — недостаточное развитие существующей транспортной инфраструктуры. И наконец, в-третьих, территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры. Наряду с этим существует еще целый блок сопряженных проблем: это и недостаток инвестиций, и дефицит квалифицированных кадров, и несовершенная законодательная база, и высокие цены на топливо… В общем, список этот очень и очень велик.
Цели и задачи
На данном этапе наше государство выделяет шесть основных целей в области транспорта.
Во-первых, формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной инфраструктуры. Как мы уже отмечали выше, несбалансированность развития видов транспорта приводит к нерациональному использованию разного рода ресурсов и излишнему напряжению. Однако с помощью различных мер, в том числе современных информационных решений, государство планирует перейти на качественно новый уровень системного развития транспортного пространства.
Второй заявленной целью является обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны. Другими словами, предполагается повысить скорость движения грузов и «ритмичность их доставки».
Третьей целью становится обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами. Не секрет, что сегодня общественный транспорт в России не удовлетворяет многим требованиям: несмотря на относительно высокую стоимость проезда, на улицах Москвы и Санкт-Петербурга (не говоря о других городах) ездят старые автобусы и троллейбусы. Конечно, в нашей стране уже есть такие скоростные поезда, как «Сапсан», позволяющие добраться из одной столицы в другую быстрее, чем на самолете с учетом регистрации. Однако это (по сравнению, например, с тем же Китаем) пока исключение, нежели ежедневная практика.
Четвертой целью в «Транспортной стратегии…» обозначена интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны. Что и говорить, Россия, занимая одну седьмую часть суши и располагаясь в сердце Евразии, является ключевым транзитным пунктом для многих грузов. Так что формулирование данной цели и ее последующая реализация должны привести к дополнительным инвестициям и развитию экономического потенциала нашей страны.
Пятой задачей стало повышение уровня безопасности транспортной системы. Безусловно, избежать аварий на дорогах на данном этапе невозможно в принципе, однако это вовсе не говорит о том, что не следует принимать мер для предотвращения инцидентов. В 2011 году в результате ДТП, по данным ГИБДД, в России погибло почти 28 тысяч человек, и по сравнению с 2010 годом этот показатель увеличился более чем на 5%. Свести к нулю потери, вероятно, не получится, однако понизить уровень смертности не только возможно, но и необходимо.
Заключительная, шестая цель в соответствии с «Транспортной стратегией…» — это снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Тема экологической безопасности с каждым годом становится все более актуальной в развитых государствах. Среди граждан пропагандируется использование «чистого» либо общественного транспорта, а также по возможности велосипедов. Реализовывать эти весьма амбициозные цели планируется в первую очередь за счет совершенствования законодательно-правовой базы и методов государственного регулирования транспорта. В то же время отмечается и важность создания эффективной системы управления реализацией «Транспортной стратегии…». То есть развитие транспорта должно быть увязано с другими программами федерального и регионального характера. Кроме того, подчеркивается, что развитие транспортного комплекса должно проводиться на основе передовых мировых достижений и прорывных технологий. Важное место уделяется и трудовым ресурсам — ведь очевидно, что без грамотных и перспективных кадров ни в какой хозяйственной отрасли не удастся достигнуть сколь-либо значимых результатов.
Интеграция нашей страны в международное экономическое пространство требует принципиально иного уровня контроля. Но ни одна страна не способна контролировать риски собственной экономики, не имея развитой транспортной системы.
Несомненно, активное развитие транспортной инфраструктуры в будущем благотворно скажется на российской экономике и экономическом росте, а также поможет разрешить многие социальные и экологические сложности.