Весь 2010 год прошел под знаком «облачного маркетинга». И, наверное, не осталось уже ИТ‑специалистов, которые не знали бы, что массовый перевод бизнес-приложений «в облако» — это наше ближайшее и неотвратимое будущее. Для чего как минимум необходимо развитие адекватной инфраструктуры. Но она неминуемо развивается и по совершенно другим причинам. То, что реально происходит в области корпоративного «цодостроения», можно было наблюдать на шестом форуме «Центры обработки данных» AH Conferences. Эта и другие, как всегда, многочисленные осенние конференции по дата-центрам дают возможность выделить некоторые тенденции.
Почему развиваются площадки? Раньше основной причиной был рост бизнеса. Теперь он не играет такой роли. Значительным стимулом к модернизации и развитию ЦОД становятся техногенные аварии и форс-мажоры, например — «отключили электричество», «упал канал связи на неопределенное время», «строители случайно перерубили кабель ко всему зданию» и т. п. Строить резервные центры стали чаще и основательней, чем это было два-три года назад. Есть и проекты по аренде резервных ЦОД. С точки зрения технологий явно видно, что новые центры сразу рассчитываются под виртуализацию, учитываются уже сделанные раньше ошибки проектирования инженерных систем.
Но наиболее интересным остается вопрос «строить/расширять свой или арендовать». Еще два-три года назад ответ был довольно прост: все равно у провайдеров площадей нет, гарантировать они мало что могут, дополнительных услуг у них не купишь, придется строить самим. И заказать комплексный проект некому, надзор за строительством — тоже, поэтому самим придется и проектировать, и следить за стройкой, и вообще делать все, что связано с созданием ЦОД. Разве что отдельные системы можно будет отдать проектировать подрядчикам. Эта ситуация, вполне осознаваемая заказчиками как ненормальная, неэффективная, но вынужденная, сохранялась довольно долго. Возможно, в 2010 г. она начала меняться, и еще больший прогресс будет виден в 2011 г. Для того есть несколько предпосылок.
Первая и основная — рост предложения арендных мощностей. Ведь ситуация, когда спрос намного превышает предложение, бесконечно продолжаться не может, хотя, конечно, кризис несколько подпортил картину. Аналитическая компания «Современные технологии», проведя исследования рынка ЦОД в России, отмечает, что в 2010 г. инвестиционная активность по созданию корпоративных дата-центров оказалась заметно ниже, чем в 2009 г. В Московском регионе, согласно этому исследованию, темп прироста общего предложения составит 19% по сравнению с 47% в 2009 г. Однако в 2011 г. ожидается заметный рост предложения дата-центров в Московском регионе и Петербурге. При этом предложение будет опережать спрос — такую ситуацию обычно называют «рынок покупателя».
Надо отметить: присутствовавшие на конференции руководители действующих коммерческих ЦОД, в том числе представители DataLine, говорили о том, что ценовые войны, результат избыточного предложения, уже идут и конкуренция за клиентов высока. Однако аналитики «Современных технологий» с данным тезисом совершенно не согласны, так как, по их мнению, «ценовой войной» можно назвать снижение тарифов хотя бы на четверть за полгода. Ничего подобного еще не наблюдается, но к этому может привести растущее предложение мощностей. В настоящее время у уже эксплуатируемых ЦОД избыточны от 5 до 30% мощностей. Имеется в виду то, что сдается в аренду, а не собственные дата-центры компаний.
В ближайшей перспективе, по мнению аналитиков, возможно расслоение: перераспределение спроса в пользу как высоконадежных центров (реального уровня Tier3), так и операторов эконом-класса с минимальными тарифами.
Выросло предложение мощностей со стороны телеком-операторов, в том числе операторов мобильной связи. Более того, в декабре руководство Минсвязи сообщило о намерении привлечь площади «Ростелекома» для решения инфраструктурных проблем регионов в деле построения электронных правительств и прочих ИТ-инициатив государства. Проблема действительно очень серьезная. Далеко не первый год обсуждается мысль о том, что ведомствам и власти стоило бы объединить усилия и создать в стране сеть дата-центров, которые использовались бы для государственных нужд, а вакантные мощности сдавались бы в аренду. Тем не менее воз годами оставался все там же, поэтому нынешняя инициатива министерства кажется и разумной, и долгожданной.
В 2009—2010 гг. коммерческие дата-центры значительной площади стали открываться в городах-миллионниках, в том числе в Казани, Самаре, Новосибирске, не говоря уже о возрастающем предложении в Петербурге. Очевидно, телеком-операторы (а региональные ЦОД — в основном их детище) продолжат региональное развитие. Таким образом, наметился перелом в многолетней крайне неравновесной ситуации, когда практически все дата-центры страны были сосредоточены в Москве и Петербурге.
Еще два принципиальных направления, хоть и в меньшей степени, смогут изменить картину доступности дата-центров, перехода с уровня серверных к уровню промышленных решений. Одно — это создание собственных передвижных ЦОД. Известно, что подобные решения «дата-центр в трейлере» есть и в IBM, и у HP, и у SUN. Но они недешевы. Например, компания «Дикси», у которой множество объектов, площади серверных исчерпаны, аренда не подходит по разным соображениям (в том числе из‑за относительно частых миграций магазинов), а собственных площадей нет, пошла по другому пути: решила сделать собственные дата-центры, размещаемые в фуре, но на основе отечественных военных разработок мобильных комплексов управления, выпускаемых в Томске.
Второе направление связано с инициативами HP. Это модульное, быстро развертываемое решение, по сути — несколько легких ангаров. «Бабочка» — FlexDC aka The Butterfly — включает одноэтажное здание изменяемой конфигурации, сборное из огнестойких сэндвич-панелей на металлоконструкциях, модульное, не требующее серьезного фундамента. Здание состоит из центрального (административного) модуля и четырех ИТ-квадрантов площадью около 600 кв. м. Каждый из них имеет энергопотребление около 800 кВт и потенциально может обеспечивать различные уровни доступности, с автономными системами энерго- и холодоснабжения, обеспечивающими PUE от 1.3 до 1.19 в зависимости от места расположения, без фальшполов. Понятно, что если есть место, таких модулей можно рядом построить сколько угодно. В мире у HP уже существуют такие завершенные проекты, среди заказчиков — 30 компаний из списка Fortune 100, то есть это не только «для маленьких». Возможно, для российских условий, особенно в регионах, такой подход был бы вполне приемлем.
Идея HP сводится к тому, чтобы довольно массово строить в регионах такие комплексы, которые могли бы поддерживаться местными ИТ-компаниями. Неофициально известно, что идут переговоры с российскими заводами, способными производить все строительные компоненты необходимого вида. Если такие договоренности будут достигнуты, и HP удастся развернуть комплексы «бабочек» в региональных центрах, ситуация с доступностью площадей ЦОД может заметно измениться.