После объемного тематического выпуска журнала (IE №10/2010), посвященного аутсорсингу, к обсуждению этого направления хотелось бы добавить лишь несколько наблюдений. Прошедший в ноябре форум НК «Астра», полностью посвященный аутсорсингу, конференция AHConferences по той же тематике, многочисленные интервью и комментарии ИТ-директоров позволяют это сделать.
Основное наблюдение таково: предложение явно не успевает за спросом. В течение многих лет это было не так. Но спрос таков, что у подрядчиков не хватает ни умения, ни материальной базы, чтобы удовлетворить его. Пытаясь такой тезис обосновать, стоит посмотреть, что меняется в российском «аутсорсинговом мире».
Заказное программирование живет и здравствует, и спрос на него, насколько можно заметить, не падает. Изменений, пожалуй, как минимум два. Одно — это доступность опыта крупных многолетних проектов, наконец‑то накопившегося. О них в основном и идет речь на конференциях, а не только о проектах, недавно стартовавших, как было раньше. Другое — укрепление на российском рынке серьезных международных игроков сервисного направления, что стало возможным после развития в России международных бизнесов и просто компаний, достаточно больших и сложных, чтобы для них высококлассная и дорогая заказная разработка имела смысл. Создание так называемых «выделенных центров разработки», когда значительная часть сотрудников подрядчика постоянно, на протяжении ряда лет, работает на одного крупного клиента, — в мире дело обычное. В России это направление только складывается, но уже реально. Пример — центры Epam Systems, и они не единственные в своем роде.
К относительно новым явлениям относится передача на аутсорсинг поддержки сложных тиражных продуктов класса ERP, страховых или иных специальных бизнес-приложений. Сюда же можно отнести поддержку баз данных. Раньше обычно вопрос решался созданием собственного центра компетенции по продукту в компании. Нельзя сказать, чтобы это явление уже стало массовым и типовым, но примеры, и не единичные, появились, а раньше и их не было. Тормозом здесь остается неготовность самих клиентов: бизнес-приложения еще только развертываются, по большому счету, и даже при желании поддержку невозможно передать в другие руки. Но о том, что такие планы есть и компания к ним последовательно идет, говорят многие. Еще одно изменение в приложениях: Saas из области мифов постепенно становится реальностью. Скромной, но действенной: как аренда почтовых серверов и антивирусов.
Но больше всего изменений и больше всего неудовлетворенного спроса в области, связанной с инфраструктурой: это поддержка рабочих мест и аренда дата-центров. Узкоспециализированные устройства, например тяжелую множительную технику или мощные АТС, своими силами уже поддерживать не стараются, так же как весовое и кассовое оборудование. Покопийная печать и централизованно управляемый сервис множительной техники вообще все более востребованы. Централизация обслуживания рабочих мест, в том числе оргтехники, еще пару-тройку лет назад называлась в числе услуг, очень желанных для любой распределенной компании, но недоступных ввиду отсутствия адекватных подрядчиков. Ситуация меняется: об опыте подобных проектов уже рассказывают ИТ-директора, и намерений стартовать тоже немало. Однако в целом, как выразился руководитель одной страховой компании, «экономика пока не в пользу аутсорсеров» в области поддержки рабочих мест и оборудования, и это одно из направлений спроса, который пока мало удовлетворен.
На форуме НП «Астра» об этом образно говорил Михаил Плисс. Описывая посткризисную ситуацию, он указал на появление «молоденькой зеленой травки», радующей глаз и кошелек: новых, небольших ИТ-компаний, готовых и способных выполнять услуги по поддержке на приемлемых и экономически эффективных для крупных российских фирм условиях. Появление такой милой «травки» он связал с резко возросшей в кризис конкуренцией. Продлись такая ситуация дольше — глядишь, «уже и было бы из кого выбирать». Однако, возможно, так не получится: на том же форуме речь шла о том, что рынок труда практически вернулся к докризисному уровню, ИТ-рук опять не хватает, а в таких условиях скоро станут вновь править бал исполнители, а не заказчики.
Но самым важным изменением стоит считать «облачное направление». Что ИТ как сервис — это замечательно, мы слышим уже много лет, но все время от вендоров и подрядчиков. Но чтобы это действительно было нужно конкретной российской организации? Да, теперь появились и такие мнения ИТ-директоров. Один из факторов — потребность в гибкости, которую очень наглядно продемонстрировал кризис: «Могу развернуть, но могу и свернуть так же быстро». Другой — нежелание более вкладываться в быстро устаревающее «железо», через что уже многие прошли. Еще одно обстоятельство, на которое обратил внимание Борис Бобровников, генеральный директор КРОК, на форуме «АСТРА», — устаревание уже созданной инфраструктуры и невозможность ее своевременного обновления в ближайшие два-три года. На этом основании он прогнозирует «шквальный спрос» на услуги аутсорсинговых дата-центров. Спрос есть и сейчас, причем именно на комплексную услугу: чтобы ничего не покупать самим. Уйти от привычного уже co-location. Не думать о совместимости, расширении, инженерных системах, и особенно — да, может быть, и прежде всего — о подводе электричества и его резервировании.
Идея такой полной передачи инфраструктуры уже не кажется ни экзотической, ни страшной в смысле безопасности. Во всяком случае, в Москве. Более того, технологии виртуализации заметно повышают зрелость управления ИТ‑системами. Теперь, когда многое, а у некоторых — почти все, что не дает особой нагрузки и допускается регуляторами, уже виртуализировано, и отдавать‑то стало значительно легче. Часть ИТ-директоров даже называет одним из важных факторов реализации проектов виртуализации именно желание отдать поддержку на аутсорсинг.
Но некому отдать! Доходит до курьезов: подрядчики сначала предлагают такую услугу, а когда счастливый клиент уже подписал договор, вдруг выясняется, что серверов‑то нет, и покупать их все равно придется самому клиенту… Изменится ли положение с возможностью аренды хотя бы площадей в дата-центрах (см. колонку «Трейлер, бабочка и телеком-оператор») в ближайшие годы — еще вопрос, очень может быть, что и изменится, цены будут снижаться, площади — расти. Но будет ли этот процесс поддержан адекватным ростом предложения услуг? Вот это вряд ли. Во всяком случае, пока предложения такого типа остаются единичными.
Восемь золотых правил аутсорсингаДоктор Тони Мерфи,
автор книги «Business Value of IT», специальный докладчик форума «ИТ-аутсорсинг» НП «АСТРА».
- Понять, почему вы хотите аутсорсить что‑либо.
- Осознать, что аутсорсить хаос нельзя.
- Убедиться, что все заинтересованные персоны вовлечены в принятие решения о переходе на аутсорсинг.
- Признать, что сервис-провайдер должен получать прибыль.
- Строить гибко. Помнить, что контракт устаревает в день подписания.
- Держать под рукой юристов.
- Всегда рассматривать мультисорсинговые возможности.
- Управлять сделкой и взаимоотношениями.