На нынешнем витке развития вычислительной техники и систем жизнеобеспечения ЦОД строительство малых дата-центров стало нерентабельным, а мощность больших значительно превышает потребности среднего и даже крупного предприятия. По логике вещей, это должно вызвать оживление на рынке аутсорсинга ЦОД. А что происходит в действительности?
Тема первой пленарной дискуссии на форуме «Программные миры HP-2010» называлась «Управление финансами в ИТ, или как заставить инвестиции работать», но организаторы не стремились жестко ограничивать рамки обсуждения. После двух небольших презентаций, подготовленных ОАО «РЖД» (от которого выступал заместитель начальника департамента информатизации и корпоративных процессов управления Вадим Москаленко) и Сбербанком (его представлял директор департамента развития ИТ Андрей Хлызов), участники (двое уже названных и генеральный директор компании IBS Сергей Мацоцкий) перешли к свободной беседе. Они высказали, в частности, ряд интересных соображений по поводу перспектив развития ЦОД и услуг ИТ-аутсорсинга. Модератор дискуссии, генеральный директор HP в России Александр Микоян, заметил: в последнее время стоит двум «айтишникам» разговориться между собой, как у них непременно заходит речь именно об аутсорсинге, а не, скажем, о процессорах или дисковых массивах. Сегодня аутсорсинг — одна из самых актуальных, пожалуй, даже «горячих» тем для российской ИТ-отрасли. Он осознается как самостоятельное серьезное явление, но оценивается при этом далеко не однозначно, вызывая массу сомнений и споров.
Разочаровывающее поведение инсорсеров
Сергей Мацоцкий заметил, что рынок аутсорсинга развивается в России несколько странным образом: собственно аутсорсинга довольно мало, и уровень конкуренции на этом рынке остается невысоким. Зато очень многие компании выделяют из себя инсорсинговые структуры, которые не выходят на свободный рынок с предложением своих услуг, а работают только на «маму». О том же говорил глава Ассоциации стратегического аутсорсинга (АСТРА) Сергей Македонский на нашем круглом столе, посвященном аутсорсингу (см. Intelligent Enterprise, № 10/2010), — большинству инсорсеров хватает «домашних» задач. Действительно, хотя консолидация всех ИТ-ресурсов предприятия в рамках единой структуры должна приводить (и, надо полагать, приводит) к высвобождению определенного количества ресурсов, ниоткуда не следует, что это количество окажется «товарным». За время кризиса у предприятий, которым приходилось урезать до минимума все бюджеты, наверняка накопился дефицит ресурсов, и если где‑то проекты родительской компании полностью «съедают» все, что удалось высвободить, это естественно.
Даже наоборот, предприятия, которые были вынуждены заморозить многие проекты, теперь, когда у них появился бюджет для развития, нередко прибегают к аутсорсингу, поскольку собственный ресурс в дефиците. Эта тенденция затронула и РЖД, и Сбербанк. В обеих компаниях количество проектов исчисляется многими сотнями, а аппетиты бизнеса продолжают расти. РЖД развивает холдинговую структуру. Как рассказал Вадим Москаленко, вновь образованные «дочки», освободившись от контроля строгой «мамы», тут же отправляются на рынок — естественно, не продавать, а покупать ИТ-ресурсы. Конечно, некоторые сервисы им может предоставить только родительская компания, и есть системы, обязательные для использования в силу того, что на них основан централизованный финансовый контроль, такие как планирование и бюджетирование. И все же довольно многое «дочкам» проще и удобнее покупать у независимых поставщиков. Сбербанк, по словам Андрея Хлызова, внедрил за прошлый год более тысячи автоматизированных систем, то есть на один рабочий день приходилось в среднем почти четыре системы. Отношения ИТ‑службы и бизнес-подразделений строятся по схеме «поставщик — заказчик»: бизнес ставит задачу, формулирует технико-экономическое обоснование и выделяет финансирование, а отдел развития реализует проект и получает деньги. Бизнес сейчас очень заинтересован в новых проектах и готов выделять на них столько средств, сколько понадобится, но ИТ‑служба физически перегружена работой, а потому не может выполнить все заявки. В результате внутренние заказчики начинают «убегать на рынок». Служба сопровождения ИТ (в Сбербанке два ИТ-подразделения, одно отвечает за внедрение новых систем, другое — за поддержку существующих) также пользуется услугами внешних поставщиков. Например, на аутсорсинг было передано обслуживание клиентских рабочих мест в Москве. Банк платит аутсорсерам больше, чем платил своим сотрудникам, выполнявшим эту работу раньше, но повышение качества стоит понесенных затрат.
Одна стойка вместо пятнадцати
Кому бы ни подчинялась организационно инфраструктура, ее необходимо периодически модернизировать. И современные технологические тенденции обещают коренным образом изменить облик центров обработки данных.
Сергей Мацоцкий, говоря об инерции «кризисного» мышления, рассказал о руководителе ИТ‑службы одного из клиентов IBS, который бился над проблемой добавления в ЦОД еще одной стойки. В комнате физически некуда было ставить новое оборудование. Между тем существовало простое и эффективное решение — заменить 15 устаревших стоек одной современной, освободив массу места и вдобавок сэкономив электроэнергию. За счет одной лишь этой экономии все вложения окупились бы за полтора года, но мысль выбросить исправно работающую технику просто не укладывалась у CIO в голове. Альтернативное объяснение — CIO, понимая преимущества перехода на современные стойки, думал, что не стоит и пытаться предложить эту идею руководству. Ментальность, безусловно, останется важным фактором, но рано или поздно (и вполне вероятно, что довольно скоро) прогресс должен восторжествовать, и тогда новые стойки займут подобающее им место в отечественных дата-центрах. Проблема нехватки площадей после этого надолго исчезнет — о крупнейших зарубежных ЦОД известно, что они начали «сжиматься» по физическому размеру, хотя их вычислительная мощность продолжает увеличиваться.
Еще более интересны последствия в сфере строительства новых дата-центров. Как заметил все тот же Сергей Мацоцкий, строить ЦОД меньше чем на 500 стоек в современных экономических условиях нерентабельно. А ведь это будут новые стойки — кто и чем сможет их занять? В таких вычислительных мощностях нуждаются лишь немногие предприятия-гиганты. Напрашивается прогноз: новые ЦОД, чтобы окупить затраты, станут активно предлагать свои услуги на коммерческой основе. В результате компании самого разного масштаба (за исключением, может быть, крупнейших) потянутся переводить свои ИТ-сервисы в коммерческие дата-центры.
Надежность и риски
На деле серьезных изменений на рынке не заметно: в верхнем сегменте рынка услуг ЦОД цены остаются высокими, а спрос и предложение — небольшими. Нижний сегмент активен, однако он принципиально отличается от верхнего: в дата-центрах, не претендующих на высочайшую надежность, размещаются почти исключительно интернет‑серверы, которые не играют для бизнеса критически важной роли. Остановка такого сервера — неприятность, но не катастрофа, что позволяет устанавливать умеренные штрафы и определять расценки, исходя в основном из себестоимости услуг. В верхнем сегменте подобный подход исключен — остановка критически важного сервиса способна нанести бизнесу огромный ущерб, и клиенты хотят, чтобы в этом случае компенсация была сравнима с ущербом. Высокие штрафы автоматически означают и высокие цены: ЦОД выступает не только как техническая площадка, но и как страховщик бизнеса.
Интересно, что аутсорсинг — может быть, единственный способ застраховать бизнес от сбоев ИТ. Андрей Хлызов рассказал, как несколько лет назад вел переговоры с крупными страховыми компаниями о страховании основного ИТ‑сервиса Сбербанка — расчетной системы. Те были готовы застраховать систему от остановки в результате стихийного бедствия или техногенной катастрофы, но не по внутренним причинам, поскольку не умели оценить риск.
Следующий кандидат на сдвигание дела с мертвой точки — «облака», точнее, SaaS‑сервисы, предлагаемые непосредственно разработчиками ПО. Сергей Мацоцкий уверен, что очень скоро российским поставщикам ИТ‑сервисов придется выдерживать конкуренцию со стороны Apple, Microsoft, Google и других гигантов международного рынка. Впрочем, пока тенденция не проявилась со всей определенностью, лучше о ней не гадать, чтобы не попасть пальцем в небо.