О плюсах и достоинствах аутсорсинга все руководители наслышаны, так как это модное нынче слово звучит повсюду. Тема аутсорсинга весьма широка и разнообразна, поэтому я постараюсь рассмотреть только негативные явления, связанные с классическим аутсорсингом, когда компания-аутсорсер целиком или частично обслуживает вашу ИТ-инфраструктуру.
Давайте подумаем, какие риски возникают у компании при обращении к аутсорсингу. Первое, что хотелось бы отметить: если те или иные поставщики имеют ключевое значение для успеха вашей компании, то вы стремитесь к тому, чтобы они оказались внутри вашей компании, под вашим контролем, а не вне ее, потому что иначе их цели могут стать отличными от ваших. Другими словами, банки, операторы связи и еще целый ряд фирм, у которых ИТ лежат в основе бизнеса, вряд ли полностью перейдут на аутсорсинг. Они могут выделить ИТ в отдельную компанию и быть 100‑процентным акционером этой компании, но воспользоваться услугами сторонней компании для обслуживания основных бизнес-процессов — это вряд ли. Хотелось бы сразу развеять распространенный миф о том, что у поставщика услуг есть ответственность, прописанная в договоре и SLA. Чаще всего это просто красивые слова, и по большей части никакой ответственности нет. Ответственность, как правило, ограничена суммой платежа в месяц. И это не вина аутсорсера или кого бы то ни было еще. Это просто из другой области — из страхования рисков бизнеса. Поэтому получить реальные деньги с поставщика услуг за простой предприятия практически невозможно.
Второй риск возникает в децентрализованных компаниях. В таких компаниях желателен один поставщик услуг, так как он будет выстраивать ИТ-инфраструктуру в соответствии с едиными лучшими практиками. Если же воспользоваться услугами разных аутсорсеров, то мы рискуем построить одну часть сети по одним стандартам, вторую — по другим и т. д. Это может привести к нежелательным эффектам — сбоям в межсетевом взаимодействии, вирусной опасности и утечке информации.
Третий риск, который хотелось бы отметить, — потеря знаний, критичных для бизнеса компании (утечка конфиденциальных данных). Чтобы уменьшить данный риск, необходимо либо выбирать крупные и надежные компании, либо отдавать на аутсорсинг некритичные процессы — замену картриджей, ТО оргтехники. В случае выбора крупного аутсорсера стоимость услуг может оказаться выше, а риск утечки информации ниже, так как крупные компании стремятся заниматься своим основным бизнесом и следят за своей репутацией. Им невыгодно рисковать, воруя информацию.
Четвертый риск: аутсорсинг приводит к стандартизации. Стандартизированные модульные компании будут иметь меньше возможностей для дифференциации (отличия от других), а критерии их эффективности окажутся сведены к нескольким легко сопоставимым показателям. Во многих случаях в результате останется только одна основа конкуренции — стоимость. А это снижение прибыли. Данный процесс мы можем наблюдать в сотовых компаниях. Сейчас они пользуются стандартизованным оборудованием, одинаковыми системами биллинга, предлагают один и тот же набор услуг, зона покрытия практически одинакова, то есть мы видим, как у сотовых операторов появились стандартный модуль оборудования, стандартный модуль программного обеспечения и его возможностей. Это все является аутсорсингом для операторов. И сейчас операторы конкурируют только в маркетинге и цене. Однако на этапе становления у них было больше возможностей для отличия и конкуренции, чем они и пользовались, чтобы завоевать некие рыночные позиции. В будущем отработанные технологии безусловно станут стандартизованными, как это произошло с электричеством, железными дорогами и другими технологиями массового потребления. Но в краткосрочной перспективе уникальность ИТ может стать конкурентным преимуществом и позволить завоевать устойчивые рыночные позиции. С другой стороны, этот риск может оказаться, наоборот, плюсом. Если у вашего бизнеса есть суперидея и ее надо быстро реализовать, то модульность как раз позволит это сделать в кратчайшие сроки: заключаете договор с поставщиком услуг, и вам могут тут же предоставить все ИТ‑сервисы, используя собственное оборудование и мощности.
Также хотелось бы развеять еще один распространенный миф, который можно отнести к пятому риску: у поставщика большой опыт, и вообще он «мозг». Зачастую аутсорсеры даже берут в штат студентов, чтобы удешевить свои услуги. Это не ведет к улучшению качества оказываемых услуг. Поэтому если решили отдать что‑то на аутсорсинг, надо обязательно интересоваться штатом компании.
Хотелось бы указать еще на некоторые неудобства, связанные с аутсорсингом.
В заключение можно отметить, что область ИТ стала инфраструктурной технологией, как ЖД и электричество. Мы уже во многих областях пользуемся аутсорсингом, сами того не замечая. Например, мы покупаем компьютеры и серверы вместо разработки собственных; пользуемся справочно-правовыми системами, офисными приложениями и другим программным обеспечением вместо написания своего; зачастую отдаем доработку каких‑нибудь приложений фирмам, специализирующимся на этом, а не нанимаем собственного программиста; пользуемся каналами связи провайдеров, а не занимаемся прокладкой новых. Все это сейчас — аутсорсинг, в отличие от начала эпохи компьютеризации. Аутсорсинг безусловно будет развиваться и дальше. Мы будем пользоваться им более полно, как мы пользуемся сейчас электричеством. Во многих отраслях и компаниях должность ИТ-директора будет сродни должности главного электрика. В ИТ-аутсорсинге также появятся дешевые и дорогие варианты с разным классом надежности. В то же время аутсорсинг — не панацея от всех проблем, как об этом кричат поставщики услуг. Есть области, которые действительно лучше отдать на аутсорсинг, но также полно областей, где делать этого пока не стоит. В любом случае надо исходить из потребностей бизнеса, трезво оценивать риски и выгоду, а не следовать вслепую модным веяниям в ИТ.