Сейчас рынок мобильных устройств переживает весьма серьезную трансформацию.Какие‑то классы систем уходят в прошлое, какие‑то из мейнстрима превращаются в нишевые решения, а какие‑то умирают, причем иногда даже не успев родиться. Происходит это уже не в первый раз, но, похоже, нынешний этап будет более глубоким, чем предшествующие. И перемены эти несут для потребителей, в том числе и корпоративных, намного больше плюсов, чем возможных минусов.
Мобильные устройства весьма активно применяются для реализации всевозможных проектов по автоматизации работы мобильных сотрудников. Еще в 2006 г. до 70% крупных и средних предприятий, занятых производством и продажей товаров повседневного спроса, или уже внедрили системы автоматизации с использованием мобильных терминалов, или заявили о начале работ по соответствующим проектам. Особенно активно этот процесс шел в сегментах, занятых продажами быстрореализуемых товаров: сезонных овощей, фруктов, пивобезалкогольной продукции. И ничего удивительного нет, поскольку налицо заметный рост производительности труда, который, по итогам реализации таких проектов, составляет как минимум 30%. Если же в ходе такого проекта внедряется еще и система контроля маршрута, то выигрыш за счет экономии горюче‑смазочных материалов будет еще больше. По итогам одного из проектов был отмечен четырехкратный рост эффективности работы торговых представителей.
Однако при этом есть риск того, что при реализации проекта автоматизации мобильных сотрудников ИТ-директору могут навязать морально устаревшее решение, которое к тому же, несмотря на невысокую начальную цену, будет сложным и дорогим в обслуживании. Можно также попасть на маркетинговый крючок вендоров или просто поддаться моде и выбрать нечто, что не пройдет проверку временем, хотя в момент покупки оно и кажется перспективным. В настоящее время на рынке существует несколько классов мобильных устройств массой менее 1,5 кг. Рассмотрим возможности их использования для автоматизации деятельности мобильных сотрудников более подробно.
Классические КПК
Именно массовые КПК довольно долгое время доминировали в качестве основы для решений автоматизации мобильных сотрудников (КПК для торгового представителя // Intelligent Enterprise, спецвыпуск 3/2007). Первые более-менее успешные проекты были реализованы еще в 90‑е годы. А с начала нулевых такое решение стало практически стандартом. Уже к 2003 г. сложился рынок средств автоматизации мобильной торговли, управления складом, CRM с использованием КПК в качестве мобильных терминалов.
Выбор именно КПК, первоначально на базе Palm OS, а затем Windows Mobile, был обусловлен тем, что альтернативу в то время им было найти сложно. Ноутбуки тогда были дороже, плюс они более громоздки, менее живучи и меньше могли работать в автономном режиме. К тому же системное ПО подвержено значительным рискам, прежде всего связанным с заражением вредоносным ПО. Мобильные телефоны, особенно из числа недорогих, в то время нельзя было рассматривать всерьез, поскольку установка какого‑либо стороннего ПО на них была просто невозможна. Единственной технической сложностью была организация обмена данными между мобильными устройствами и учетной системой. Но ее удалось решить с помощью создания специального шлюза.
В итоге системы автоматизации на базе КПК внедрило множество компаний. И такие системы эксплуатируются до сих пор. Впрочем, КПК с середины 2000‑х постепенно заменяют коммуникаторы. Происходит это по естественным причинам. Ведь КПК уже к 2007 г. практически вымерли, уступив место коммуникаторам. Как замену им можно рассматривать разве что некоторые устройства, позиционируемые как плейеры, навигаторы, возможно, другие классы оборудования. Это, например, iPod Touch или ряд моделей Archos, но они дороги и крайне неудобны для решения задач автоматизации бизнеса. Это связано с конструктивными особенностями, как у iPod Touch, или с плохо отлаженным ПО, как у плейеров Archos. Хотя проекты автоматизации с использованием устройств Apple, в том числе и iPod Touch, имеются, по крайней мере за рубежом. Впрочем, об этом более подробно будет сказано ниже.
Хотя к мобильным терминалам, которые представляют собой те же самые КПК, но созданные в защищенном исполнении и оборудованные рядом дополнительных устройств (сканеры штрихкодов, считывающие устройства RFID-меток), сказанное выше не относится. Данный класс весьма консервативен, и перемены будут касаться по большей части программной составляющей. Скорее всего, будет идти постепенная миграция в сторону расширения использования систем на базе СПО.
Коммуникаторы
Как уже было сказано, коммуникаторы на платформе Windows Mobile постепенно становились естественной заменой для КПК по мере выхода последних из эксплуатации. Процесс этот не был полностью безпроблемным. Сложности были связаны прежде всего с плохой обратной совместимостью приложений для операционных систем семейства Windows Mobile. В результате ПО по мере замены устройств зачастую приходилось дорабатывать, что называется, «на ходу», со всеми связанными с этим издержками и сложностями.
Однако в последнее время ситуация на рынке коммуникаторов существенно осложнилась. И раньше в этом классе устройств, в отличие от тех же КПК, где было доминирование одной программно-аппаратной платформы, существовала жесткая конкуренция между разными решениями. Помимо систем на базе Windows Mobile на рынке были представлены системы RiM Blackberry, а также старшие модели устройств на базе Symbian. При этом продукция RiM была больше заметна в Северной Америке, а Symbian — в регионе EMEA, в том числе и в России. Предпринимались также попытки создания систем на базе СПО, но большим успехом они не пользовались.
Так было до появления ОС Google Android, устройства на базе которой стали быстро набирать популярность. И происходит это за счет захвата доли рынка, раннее принадлежащей продукции Microsoft. В пользу решения от Google оказались и большой ассортимент устройств, и хороший выбор качественного ПО, в том числе ориентированного на корпоративный рынок (в частности, возможность использования в качестве клиента терминальных сервисов Citrix и VmWare View), и динамичное развитие самой системы. Это усугублялось явным кризисом в лагере Windows Mobile. Были надежды на то, что его преодолению будет способствовать новая версия системы, но вышедшая в феврале текущего года Windows Phone вызвала неприкрытое разочарование. В том числе и в корпоративном сегменте, так как установка стороннего ПО была существенно усложнена.
У других конкурентов ситуация подчас обстоит не лучше. Symbian также переживает довольно глубокий кризис развития. И его усугубляют невнятная стратегия Nokia, которая распыляет силы между двумя проектами — Maemo и Symbian, в результате чего ни на тот, ни на другой не хватает ресурсов. Хотя открытие исходного кода Symbian может дать новый импульс развитию, но это пока из области благопожеланий. WebOS, наследница Palm OS, имеет какие‑то шансы, особенно после покупки Palm HP, но перспективы ее оценивать сложно. Все будет зависеть от активности новых хозяев.
Одним словом, ситуация в данном сегменте рынка сложная и неоднозначная. Пока наиболее перспективными платформами считаются Blackberry и Android, особенно последняя. В ее пользу большой выбор ПО и возможность адаптации уже имеющегося. Blackberry использовать для автоматизации мобильных сотрудников существенно сложнее, к тому же пока мало опыта разработки под эту платформу. Не стоит сбрасывать со счетов и устройства на WebOS, учитывая то, что это прямая наследница Palm.
Смартфоны, мобильные телефоны
Проекты автоматизации бизнеса, где в качестве мобильных терминалов использовались смартфоны, были реализованы еще в середине 2000‑х. Их, однако, было крайне мало. Ни для кого не секрет, что в то время смартфоны имели ограниченные вычислительные ресурсы, экраны низкого разрешения и крайне неудобные средства ввода. Обычные мобильные телефоны если и рассматривались, то лишь как вспомогательный инструмент.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Уже к середине 2000‑х стандартом стало использование JAVA на практически всех моделях мобильных телефонов, кроме, разве что, наиболее дешевых. А это значит, появилась возможность установки стороннего ПО, причем с очень высоким уровнем стандартизации. И то, что такое ПО пока ограничивается игровым и развлекательным, — недоработка его создателей. Появились и средства, позволяющие организовать обмен данными с помощью обычных SMS, и этим очень многие пользуются. Также существенно выросла доля смартфонов, которые обзаводились экранами высокого разрешения, часто сенсорными, а иногда полнофункциональными клавиатурами. Например, у последней модели iPhone разрешение экрана составляет 640×960. Наличие ПО, превращающего устройство с iOS в полноценный терминальный клиент Citrix или VmWare View, делает данный класс вполне полноценным носимым мобильным терминалом. Впрочем, столь значительное увеличение разрешения привело к появлению большого количества проблем с обратной совместимостью приложений, целым рядом из которых просто невозможно пользоваться на новой модели. И среди них оказались многие из тех, что востребованы и корпоративными потребителями, — например, картографические.
Вместе с тем разработчики ПО по‑прежнему не смотрят в сторону этого класса устройств. Хотя за рубежом уже есть успешные проекты автоматизации работы мобильных сотрудников с использованием смартфонов. Больше на слуху проекты с применением iPhone и iPod Touch (последний представляет собой тот же iPhone без модуля мобильной связи). Они оказались особенно популярными у риелторов, продавцов модной одежды и электроники. Но только этой платформой набор используемых платформ не ограничивается. Широко используются и Blackberry, и Symbian, и Samsung Bada. Есть успешные примеры установки JAVA-программ на обычных телефонах, и даже организация обмена данными с использованием обычных SMS.
Нетбуки
Появление данного класса устройств перевернуло весь рынок мобильных систем, хотя первоначально аналитики оценивали их шансы весьма невысоко. Однако эти компьютеры быстро совершенствовались, недостатки если не устранялись окончательно, то сглаживались. Хотя иногда добавлялись новые, например, переход от использования SSD‑накопителей к обычным винчестерам, что увеличило быстродействие, но снизило живучесть таких компьютеров. Но все равно в результате получилось нечто, обладающее вполне приемлемой производительностью, хорошим набором коммуникационных средств и долгим временем автономной работы (до 14 часов), причем за весьма умеренную цену. Последнее оказалось очень кстати во время кризиса, который всегда сопровождается недостатком денег у всех потенциальных потребителей, будь то частные пользователи, компании или государственные структуры. К слову, нетбуки часто попадали в корпоративный сегмент «партизанским» образом: их покупали сотрудники на свои средства, но в расчете на использование в том числе и для работы. И это становилось толчком для более масштабного проекта.
То, что нетбук представляет собой обычный компьютер x86, на котором работает все системное и прикладное ПО, существенно упрощает использование таких систем для автоматизации мобильных сотрудников. А значит, проект с их использованием обойдется дешевле и будет реализован быстрее. Возможных проблем лишь две: коммуникации, которые у нас развиты еще крайне недостаточно, особенно в отдалении от больших городов, и сложности, связанные с лицензированием младших версий Microsoft Windows. Впрочем, последнее вполне может оказаться некритичным, поскольку сценарий использования нетбука не предусматривает вход в корпоративную сеть. При этом цена нетбука заметно ниже, чем у коммуникатора; обучение, скорее всего, если и потребуется, то минимальное, а массо-габаритные характеристики вполне приемлемы. Так что нетбуки более чем перспективны в качестве мобильного терминала, что уже подтверждается практикой.
Смартбуки, MID
Об этих классах оборудования пока много говорят, и, похоже, только разговорами все и ограничивается. По крайней мере, за пределами зарубежного Дальнего Востока, где все же что‑то периодически выпускается на рынок. Но и там эти системы большим успехом у потребителей не пользуются: по всей видимости, вследствие такой же, а то и более высокой цены, чем у нетбуков, при отсутствии видимых преимуществ. Так что пока смартбуки представляют лишь теоретический интерес, а класс MID и вовсе, похоже, умер, так толком и не родившись. Впрочем, с появлением планшетных компьютеров малого формата, например Dell Streak, ему придан новый импульс.
Планшетные компьютеры
Данный класс устройств выпускается уже очень давно. Первые образцы Pen Computer, как это тогда называлось, появились в середине 90‑х. Однако большим успехом они похвастаться не могли вследствие неудобства использования. Однако к началу 2000‑х у них появилась довольно устойчивая ниша потребителей. Несколько примеров того, как можно применять такие системы, было приведено в статье «Планшетные ПК: европейский опыт использования» (Intelligent Enterprise, спецвыпуск 7/2006). Обычно их использовали для автоматизации работы медицинских работников, что позволяло успешно решать ряд проблем юридического характера и при этом устранить ошибки или даже потери информации вследствие двойного ввода. Такие примеры есть и в России, в частности в Центре им. Бакулева. Вместе с тем традиционные планшетные ПК и трансформеры не вполне удобны. Вот довольно типичный отзыв пользователя: «Быстродействие ультрамобильных ПК часто оставляет желать лучшего. Проблемы возникают и с перьевым вводом, поскольку сама технология до сих пор не слишком хорошо отлажена, и с традиционным клавиатурным, так как клавиатуры у этой модели не слишком удобны» (Максим Филимонов, РИА «Новости»: Основной эффект — в выстраивании связей // Intelligent Enterprise, № 2—3/2009).
Так продолжалось до января текущего года, когда на рынок был выпущен Apple iPad. Этот компьютер пользовался таким спросом, что его покупка стала делом не слишком простым. Однако эксперты первоначально восприняли его довольно скептически, рассматривая лишь как курьезный коммуникатор-переросток. Но iPad был хорошо принят не только конечными потребителями, но и корпоративным рынком. Прежде всего как рабочее место руководителя или главного специалиста. Кроме того, как уже было сказано выше, существуют средства, превращающие iPad в носимый терминал с очень длительным временем работы от батарей. Возможно, что только этим сегментом применение iPad в корпоративном секторе не ограничивается.
Успех iPad сподвигнул целый ряд компаний на выпуск аналогов, в том числе и ориентированных на корпоративный рынок. Уже выпущен Dell Streak, на подходе устройства от Cisco, HP и RiM. Больше всего информации о планшете от HP на платформе WebOS и планшете от Cisco, который будет использовать Android. О системе RiM пока очень мало информации.
Данный сегмент выглядит вполне многообещающе. Но при условии, что планшетные компьютеры будут в реальной продаже. Кроме того, данный класс систем базируется на той же программно-аппаратной платформе, что и коммуникаторы, при этом наличие модуля мобильной связи не гарантируется. И если планшеты будут стоить существенно дороже, чем коммуникаторы, то это, естественно, сделает их использование при реализации проектов автоматизации мобильных сотрудников проблематичным. Нельзя исключать и того, что нынешняя популярность планшетов — лишь очередное модное поветрие, которое быстро пройдет. Так что лучше проявить осторожность и осмотрительность.
Что есть что
Чтобы понимать, к какому классу следует относить то или иное устройство, необходимо дать их определение. КПК — компьютер с экраном 4 дюйма и менее, массой 452 грамма и менее. Устройства последних поколений были построены на аппаратной платформе ARM разных микроархитектур.
Коммуникатор — КПК с сенсорным экраном, оборудованный модулем мобильной связи.
Смартфон — мобильный телефон, использующий открытую программную платформу с возможностью установки ПО сторонних разработчиков.
Нетбук — дешевый ноутбук с размером экрана 11 дюймов и менее.
Смартбук — нетбук, использующий аппаратную платформу ARM.
Планшетный ПК — компьютер с дисплеем 4 дюйма и выше, где основным средством ввода является сенсорный экран. До текущего года планшетные ПК использовали исключительно архитектуру x86, в текущем году появились системы на базе ARM.
Трансформер — планшетный ПК, оборудованный клавиатурой.
MID (от Mobile Internet Device, мобильное интернет-устройство) — планшетный ПК малого формата, с экраном размером от 4 до 7 дюймов.