Период кризиса был связан с фундаментальными изменениями в сфере информационных технологий, и руководители ИТ сделали очень много для выживания своих предприятий. Западные эксперты считают, что значимость CIO в результате кризиса повысилась. Как же сложится работа CIO в дальнейшем? И в какой степени все это применимо к ситуации в нашей стране? Мы решили сопоставить российский сценарий с ситуацией на зарубежных рынках, опираясь на конкретные цифры.

Международная компания Harvey Nash, специализирующаяся на консультациях в сфере рекрутинга и предоставлении услуг ИТ-аутсорсинга, в 2010 г. уже в 12‑й раз провела свое исследование глобального сообщества CIO. Опрос, проведенный при участии консалтинговой фирмы PA Consulting Group, охватил 2655 респондентов — больше, чем когда‑либо в прошлом, — из ряда развитых стран: США, Германии, Швейцарии, Скандинавии (рассматриваемой как единый регион), Нидерландов, Франции, Великобритании, Ирландии и Бельгии (см. www.harveynash.com/CIOSurvey).

Респонденты Harvey Nash явно испытывают законную гордость от того, что их предприятиям удалось выжить в кризис, — ведь они сыграли в этом важную роль. 74% опрошенных CIO во время кризиса получили от своих руководителей задание снизить затраты, 75% должны были повысить эффективность операций. Очевидно, они справились с порученным делом, так как их компании до сих пор существуют, а сами они остались на своих должностях. Несправившиеся остались за рамками исследования. CIO самоотверженно трудились, примирившись с замораживанием зарплаты (о котором сообщили 60% участников опроса) и даже ее временным снижением (10%). Более того, теперь, когда можно считать, что наиболее острая фаза кризиса пройдена, 95% участников опроса готовы еще ждать, пока ситуация не нормализуется окончательно, а 72% согласны, чтобы им не повышали или снизили зарплату, если это потребуется для обеспечения финансовой стабильности организации. Деньги их волнуют умеренно, намного больше значит то влияние, которое они получили в компании во время экономических испытаний. «Наградой для CIO за их работу по повышению эффективности в период спада, по‑видимому, стало то, что к их мнению больше прислушиваются при решении стратегических вопросов, — пишет в отчете глава американского отделения Harvey Nash Боб Мьяно (Bob Miano). — Во многих случаях им было предоставлено место в совете директоров». Но все‑таки, оговаривается Мьяно, кризис не мог не замедлить карьерный рост CIO, и не все отмеченные по результатам исследования тенденции можно трактовать как однозначно позитивные. Во всех странах, охваченных опросом Harvey Nash, CIO — стратегически значимая фигура: 50% участников опроса отчитываются непосредственно перед своими генеральными директорами (CEO), и 26% — перед финансовыми (CFO); кроме того, 59% входят в советы директоров своих предприятий. 71% опрошенных полагают, что стратегическая значимость их роли усиливается (поднимется в течение ближайшего года). В среднем по Европе этот показатель равен 64%. Как показывает сравнение с данными предыдущих исследований Harvey Nash, он не изменился с прошлого года, а в период 2006—2008 гг. падал: пока экономика была на подъеме, ИТ-директоров постепенно оттесняли на задний план, но стоило разразиться кризису, как о них пришлось вспомнить. Впрочем, эта тенденция неодинаково выражена в разных странах: в Германии и Бельгии в повышении своей значимости уверены 83% CIO, во Франции того же мнения держится только половина респондентов, а в Швейцарии — еще меньше.

В большинстве стран уровень стратегической ответственности CIO неплохо коррелирует с их удовлетворенностью своей работой (грубо говоря, работа нравится им тем больше, чем сильнее они влияют на принятие стратегических решений). Яркое исключение — Германия, где наблюдается самая низкая удовлетворенность при самой высокой «стратегичности». И дело здесь не в зарплате — она в Германии значительно выше средней по генеральной выборке.

С этими выводами интересно будет сопоставить данные отчета российской службы исследований HeadHunter, озаглавленного «Рынок труда и карьера ИТ-директора». Этот отчет основан на информации рекрутинговых агентств Санкт-Петербурга за последние два года и на результатах онлайнового опроса ИТ‑специалистов, который служба HeadHunter организовала на своем сайте в конце мая нынешнего года. В опросе участвовало более 450 ИТ-директоров из всех регионов РФ. Прямо сравнивать два исследования нельзя, поскольку они преследовали несколько разные цели: опрос, проводившийся HeadHunter, ориентирован скорее на биографию CIO, в то время как эксперты Harvey Nash больше интересовались текущими задачами, которые стоят перед руководителями ИТ. Однако определенные параллели возможны, и мы постараемся их провести.

Вознаграждение

Итак, кризис притормозил повышение зарплат (а в ряде случаев привел к их понижению), и его влияние ощущается до сих пор, хотя ситуация стала улучшаться. Каков же в итоге уровень зарплат?

Аналитики Harvey Nash в этом году впервые составили матрицу зарплат, разбив всех участников опроса на четыре подкатегории в зависимости от выполняемых функций, положения в служебной иерархии и уровня ответственности: CIO/CTO, директор/вице-президент по ИТ, ИТ-менеджер и ИТ-профессионал. В большинстве стран пост CIO считается более значительным, чем пост ИТ-директора, однако в Швейцарии и Скандинавских странах это не так: названия должностей — вещь довольно условная. Интересны также данные онлайнового исследования на сайте SearchCIO.com, оценивающего распределение зарплат по отраслям. Здесь ИТ-менеджеры подразделяются на три категории — высшие, средние и рядовые (рис. 1). Около 50% участников этого опроса сообщили также, что ожидают повышения зарплаты в течение года.

Для России мы располагаем данными HeadHunter по Санкт-Петербургу (рис. 2). Они намеренно оставлены в рублях в месяц — желающие могут самостоятельно пересчитать это в доллары в год, но в действительности непосредственное сопо­ставление вряд ли будет корректным. Больше половины (56,1%) питерских ИТ-директоров получают в месяц от 40 до 80 тыс. руб., 30% зарабатывают больше, а 13,9% — меньше.

Самые высокие в Санкт-Петербурге ставки заработной платы для ИТ-директоров — 110 тыс. руб. — предлагают компании, специализирующиеся на логистических услугах (транспорт, складское хозяйство), 100 тыс. готовы платить в розничной торговле одеждой и обувью и 75 тыс. — в оптовой торговле продуктами питания.

Квалификация и навыки

В исследовании HeadHunter российских CIO просили указать, где и чему они учились. Специальность «информационные технологии» есть в очень многих технических вузах, и 46% респондентов сообщили, что овладели основами своей профессии именно в вузе. Лидерами по «производству» CIO оказались главным образом институты с давней традицией преподавания ИТ (восходящей еще к тем временам, когда соответствующая специальность именовалась «прикладной математикой»): в Москве — МГТУ, МИФИ, МГУ, МАИ и МФТИ, в Санкт-Петербурге — СПбГТУ, СПбГУ, ЛЭТИ, ЛИАП и СПбГМТУ. Основное образование было техническим у 93% участников опроса (оставшиеся 7% «по происхождению» — гуманитарии). 27% опрошенных приобретали необходимые знания самостоятельно, 23% — непо­средственно на работе, 3% — на курсах и, наконец, 1% — в средних специальных учебных заведениях.

Кажется, российские CIO не слишком увлекаются повышением квалификации. 49,8% респондентов HeadHunter не получали дополнительного образования по профессии (по крайней мере, подтвержденного сертификатом), и 49,8% не имеют дополнительного бизнес-образования. Кризис заведомо ухудшил положение, поскольку предприятиям стало сложнее выделять деньги на обучение сотрудников, да и времени на это у сотрудников стало меньше. Из компаний — производителей оборудования и ПО, сертификаты которых получали участники опроса, на первом месте стоит Microsoft: 26,1% респондентов владеют сертификатами MCP, MCSA, MCDBA, еще 21% указали, что у них есть другие сертификаты этой компании. Следующими идут Cisco (11,3%), Oracle (7,2%), IBM (6,3%), RedHat (3,4% в общей сложности для сертификатов RHCI и RHCE), «1С» (3,4%) и SUN (1,6%). У 1,8% ответивших имеются нейтральные по отношению к производителю сертификаты A+ независимой ассоциации CompTIA, подтверждающие квалификацию специалиста по обслуживанию компьютерной техники. 27,5% респондентов прошли курс ITIL, 25,2% — PMI. 13,1% владеют сертификатами MBA-CIO, у 9% есть сертификаты об ином дополнительном бизнес-образовании.

Очевидно, у недавнего выпускника мало шансов сразу стать ИТ-директором — сначала он должен поработать некоторое время в более скромном качестве. Большинство респондентов HeadHunter (46%) проделали свой «путь наверх» за пять — десять лет, 24% — за три — пять лет. Быстрее (менее чем за три года) выросли до CIO лишь 8%, а у 22% продвижение заняло более десяти лет. Это хорошо согласуется с данными о возрасте ИТ-директоров Санкт-Петербурга — практически всем им (96%) больше 25 лет. Большинство (56%) находится в возрасте от 26 до 35 лет, 30% — от 36 до 45 лет. «Старики», которым 46—55 лет, составляют 9%, и 1% старше 55.

Впрочем, далеко не у всех российских CIO вся трудовая жизнь проходила исключительно в сфере ИТ: более половины указали, что имеют опыт работы на должностях или в сферах, с ИТ прямо не связанных, таких как продажи/закупки (21,6%), наука/образование (14,2%), консалтинг (13,1%), учет и финансы (10,1%).

Какие качества CIO наиболее ценятся сегодня? Отвечая на вопрос HeadHunter о том, что помогло им занять пост CIO, большинство (78,6%) респондентов назвали такие составляющие успеха, как опыт и квалификация. Следом шли лидерские качества (58,1%), образование (41,7%), специфические знания (41%) и связи. 22,5% отметили, что связи, безусловно, всегда играют огромную роль, а в условиях избыточного предложения на рынке труда — о чем будет сказано чуть ниже — особенно. Среди других ответов фигурировали надежность, трудоголизм, смелость, широкая бизнес-эрудиция и, наконец, просто удача. В опросе Harvey Nash респондентов просили указать важнейшие навыки, способствующие продвижению CIO по карьерной лестнице. Формулировка очень близкая, однако предлагаемые наборы вариантов ответа пересекались у Harvey Nash и HeadHunter только в одном пункте — «Лидерские качества». Умение вести подчиненных «у них» ценится еще выше, чем «у нас», — его считают важным 76% западных CIO. Но на первое место (81%) в исследовании Harvey Nash вышло не оно, а способность найти общий язык с бизнесом — «Коммуникация и влияние» (Communication and influencing). Далее следовали специфические навыки — компоненты опыта или квалификации: стратегия и планирование (57%), управление изменениями (40%), ориентация на прибыльность (33%), управление аутсорсерами (23%) и знакомство с новейшими технологиями (10%).

Участников исследования Harvey Nash просили также указать, какие задачи, на их взгляд, наиболее актуальны сегодня для ИТ. Больше всего голосов (75%) набрало, разумеется, повышение эффективности бизнеса. От него лишь слегка отстало сокращение затрат (74%), а третье место заняло совершенствование бизнес-процессов (71%). Эта тройка лидирует с большим отрывом: на четвертом месте — инновации, которые назвали лишь 38% респондентов, у остальных задач популярность еще ниже.

Жизнь после кризиса

Мировой экономический кризис заставил CIO, как сказано в отчете Harvey Nash, «пересмотреть свои ожидания в отношении карьерного роста и вознаграждения». Западные руководители ИТ склонны дольше оставаться на одном месте — это было отмечено аналитиками в 2009  г. и подтвердилось в 2010  г. 43% респондентов сообщили, что работают в своей организации пять лет или больше. Доля тех, кто находится на своей нынешней должности меньше года, снизилась за год с 17% до 11%. О своих планах сменить работу в течение ближайших 12 месяцев сообщили 25% респондентов — это абсолютный минимум за всю 12‑летнюю историю исследований Harvey Nash.

С другой стороны, почти половина (48%) опрошенных думают, что не останутся на прежнем месте дольше двух лет. Практически каждый пятый (19%) активно ищет работу, и еще 43% открыты для предложений. Что касается привлекательных черт потенциальной новой работы, то две главные — это более сложные и интересные задачи (35% респондентов) и большее участие в определении бизнес‑стратегии (24% респондентов).

Отечественные CIO — по крайней мере в Санкт-Петербурге, для которого у нас есть данные HeadHunter, — в период кризиса искали работу намного активнее, чем компании искали их самих. Начиная с осени 2008 г. в северной столице на эту должность постоянно существовал конкурс, в отдельные моменты очень высокий. Индекс HeadHunter, рассчитываемый как отношение числа поданных резюме к числу вакансий, с сентября 2008 г. ни разу не падал ниже 2,0 (рис. 4). Зимой 2008—2009гг. и летом 2009 г. он поднимался выше 7,0 (то есть предложение в семь с лишним раз превосходило спрос), а в мае этого года (последний по времени показатель) равнялся 3,7.

Такое соотношение, впрочем, не мешает петербургским CIO запрашивать существенно больше, чем готовы предложить потенциальные работодатели: желаемая зарплата CIO в 2010г. в Санкт-Петербурге составляла в среднем 80 тыс. руб. в месяц, а предлагаемая была на четверть ниже (60 тыс. руб.). Это весьма значительный разрыв — для других категорий ИТ‑специалистов он намного скромнее.

В опросе HeadHunter отечественным CIO предлагалось оценить свою карьерную перспективу в целом, не исключая и возможности ухода из ИТ (рис. 5). Собственно говоря, карьерный рост в прямом смысле слова, то есть подъем на следующую ступеньку служебной иерархии, для CIO автоматически предполагает такой уход, поскольку в сфере ИТ более высоких должностей нет. По результатам исследования, больше половины (58,3%) российских CIO считают, что могли бы открыть собственный бизнес, 27,3% — что справились бы с работой генерального или технического директора, 6,8% видят себя в будущем коммерческими директорами. Те, кто не собирается расти дальше, в меньшинстве: 15,5% не видят перспектив, 11,3% рассматривают возможность дауншифтинга, у 7,9% вообще нет мыслей о дальнейшей карьере. Больше 40% думают о независимости — 29,7% рассматривают переход в консалтинг или на проектную работу, 14% собираются заняться научной или преподавательской деятельностью.