В конце 2008 года в Intelligent Enterprise был опубликован обзор, касающийся перспектив развития интеграционных проектов в ближайшем будущем, и сделаны некоторые прогнозы (№ 20/2008). По прошествии пяти месяцев «кризисной жизни» приходится констатировать, что эти прогнозы (и надежды поставщиков ИТ-услуг) в основном не оправдались. Интеграционных проектов больше не стало. Да, интеграционные проекты по‑прежнему важны, наверное, даже несколько более, чем проекты автоматизации тех или иных корпоративных процессов, но никакой «особой точкой внимания» не являются. И отношение к ним целиком зависит от конкретной ситуации в компании.
Надежды — 2008
Мнения, которые высказывали поставщики приложений и услуг в декабре 2008 года, можно свести к следующим тезисам.
1. Под воздействием более жестких внешних условий внутрикорпоративные процессы будут меняться, а вслед за ними неминуемо начнет развиваться и интеграция систем и приложений.
2. Возрастет популярность процессного подхода, что потянет за собой интеграционные проекты. «Оптимизацией процессов, а не отдельных функций российский менеджмент занялся совсем недавно, и можно предположить, что кризисная ситуация усилит внимание к их отладке. Значит, интеграционных решений потребуется больше и лучшего качества. Возможно, из кризиса многие организации выйдут со значительно более «связными» ИТ‑системами, чем те, которыми они располагают сейчас».
3. Перед многими компаниями встанут вопросы слияний и поглощений, а в случае объединения активов встает вопрос о связывании ИТ‑систем в единое целое, их унификации или как минимум о консолидации разных типов отчетности.
Разочарования — 2009
По прошествии пяти месяцев «кризисной жизни» приходится констатировать, что эти прогнозы в значительной мере не оправдались. Интеграционных проектов больше не стало. И причин тому, на наш взгляд, несколько.
1. Тезис о том, что резкое изменение внешних условий приведет к изменению внутренних процессов, несомненно, правилен. Многие компании вынуждены были оперативно пересматривать, а то и вовсе менять существующие процессы. Но это совсем не значит, что за новыми процессами сразу потянулась цепочка поддерживающих их интеграционных решений. Подобную зависимость компаний от ИТ, конечно, хотели бы видеть поставщики решений и услуг. Однако на деле у большинства компаний такого не наблюдается. Возможно, настолько сильная связь бизнеса и ИТ существует в компаниях, которые в условиях кризиса выбрали тактику активного развития и захвата рынка, а не тактику выживания и сокращения затрат. Однако таких компаний, как показывает наше исследование «Практика использования ИТ в условиях кризиса — 2009», немного — около 17%.
2. Тезис о том, что многие компании в условиях кризиса обратятся к процессному подходу, на наш взгляд, поверхностный. Несомненно, компании будут озабочены поисками путей снижения издержек и повышения эффективности, однако не стоит переоценивать влияние процессного подхода на это. И до кризиса внедрение процессного взгляда на бизнес шло с трудом и отнюдь не всегда приводило к положительным результатам (80% проваленных проектов по реинжинирингу бизнес-процессов). А сейчас, в условиях нестабильности и неопределенности, вера в подобный инструмент тем более низка. Ну о каком правильно выстроенном процессном подходе может идти речь, если неясны перспективы бизнеса на ближайшие три месяца?
3. Что касается слияний и поглощений, то большого их количества что‑то пока не видно — возможно, «пока». Фактически единственный пример — «УРСА Банк». Здесь задача внедрения единой интеграционной платформы возникла в результате объединения информационных систем «Сибакадембанка» и «Уралвнешторгбанка», когда появилась необходимость оптимизации ИТ-архитектуры, централизации ИТ‑систем и стандартизации обмена данными между ними. В качестве платформы были выбраны продукты IBM (WebSphere MQ и WebSphere Message). «Это был очень интересный проект, — говорит Александр Лопухов, заместитель генерального директора компании КРОК, курирующий данный проект. — Мы интегрировали пять систем: IBSO, «Банкир», 3CARD-R, Intellibanker, аналитический комплекс. Плюс к этому обеспечили отказоустойчивость созданного решения, создав два узла — в Екатеринбурге и в Новосибирске, — объединенных в единый кластер». «Практика показала правильность принятого технического решения и стратегии его внедрения, — комментирует Сергей Шувалов, управляющий директор ОАО «УРСА Банк». — Увеличились надежность и скорость взаимодействия систем, значительно упростилась архитектура, сократились затраты на обслуживание».
Тем не менее проекты такого масштаба и типа остаются исключением, а не общей практикой.
SOA подождет
Число проектов с платформенной интеграцией упало почти до нуля, они стали редким исключением. Полностью затих шум вокруг SOA, поскольку банки — основные потребители этой концепции, первыми принявшиеся за ее реализацию, — заняты сейчас совсем другими проблемами. На ближайший год о SOA можно и забыть.
Сложных, комплексных проектов практически не появляется, но старые завершаются (по крайней мере так рапортуют подрядчики). Один из таких проектов — интеграция SAP ERP и PDM‑системы на «Ижорских заводах». Внедрение SAP ERP на предприятии стартовало в конце 2007 года. Был разработан интерфейс взаимодействия PDM‑системы «Интермех» и SAP ERP. Через него из PDM‑системы будут поступать данные по количественной структуре (спецификации и технологические карты). О необходимости проектов такого типа машиностроители давно говорили, и она ни у кого не вызывает сомнений. Другой вопрос, что дело это долгое, сложное, дорогое, и затевать такие проекты сейчас вряд ли разумно, особенно учитывая непростую ситуацию у машиностроителей. Ну а останавливать или продолжать такие проекты — тут единого совета нет, все зависит от ситуации в конкретной компании.
Очень похожая ситуация связана с другим направлением — интеграцией ERP- и MES‑систем. Подобные проекты возникали на нескольких металлургических предприятиях. Хотя официальных заявлений об их приостановке нет, но неофициальные «источники, знакомые с ситуацией в компаниях» говорят об этом. То есть, несмотря на явную пользу такой интеграции, дающей возможности повышения эффективности производства, их дальнейшая судьба как минимум не определена.
Единая НСИ
Тем не менее в интеграционных проектах есть отдельная область — переход к единой для всей организации нормативно‑справочной информации (НСИ) и создание механизма управления ею. Несколько крупных внедрений на базе SAP NetWeaver MDM с наполнением ONTOLOGIC в последние полгода провели специалисты НЦИТ «ИНТЕРТЕХ», в том числе была введена в промышленную эксплуатацию единая корпоративная система централизованного ведения НСИ «Московской объединенной энергетической компании», включая справочники материально-технических ресурсов (МТР), контрагентов и договоров. В ФСК ЕЭС проект заключался в создании и внедрении классификатора материально-технических ресурсов и оборудования, работ и услуг, а также системы управления классификатором.
Заметим, что и для компаний меньшего размера проблемы с НСИ актуальны. И когда об НСИ забывают, то эти проблемы сразу же дают о себе знать. Даже в таком локальном проекте, как внедрение СЭД (см. статью «Реальной потребности — реальное решение»), где требовалась как раз интеграция на уровне справочников СЭД и «1С: Бухгалтерия», переход к единым справочникам предусмотрен был, но механизм их поддержания в актуальном состоянии — нет, и проблемы не замедлили появиться. Так что актуальность НСИ — по‑прежнему вопрос для каждого, вне зависимости от масштаба. И возможно, в этом направлении стоит посмотреть, анализируя те области, где ИТ сейчас может помочь.
Интеграция и сокращение затрат на ИТ
Последний аспект обсуждаемого вопроса — какова может быть роль интеграции в борьбе за снижение ИТ-затрат? «Какие из нижеприведенных инициатив наиболее важны для снижения затрат на эксплуатацию/обслуживание?» — так был сформулирован вопрос исследований, проведенных нашим журналом до кризиса (весной 2008 года) и в самый момент его наступления (осенью 2008 года) (см. рис). Видно, что реализации сервисноориентированной архитектуры на предприятии отводится далеко не первостепенная роль. И хотя этот опрос проводился еще в начале кризиса и во многом носил предположительный характер, на наш взгляд, оценка важности верна и для сегодняшней ситуации.
Разумеется, совершенно некорректно ставить знак равенства между реализацией SOA и интеграционными проектами в целом. В этом смысле полезно вспомнить прогноз аналитиков Gartner. Одной из тенденций, стимулируемых кризисом, они называют появление краткосрочных, локальных интеграционных проектов, способных давать быстрый и явный эффект для бизнеса. Очень логично, тем более что интеграционные проекты, если не стараться сделать их масштабными и всеобъемлющими, могут быть и точечными, а значит, быстрыми и вполне «бюджетными».
Но это-то как раз вполне подтверждает точку зрения большинства ИТ-директоров о том, что от интеграционных проектов не приходится ждать прорывов и сверхдостижений. Да, они важны, наверное, даже несколько более, чем проекты автоматизации тех или иных корпоративных процессов, но никакой «особой точкой внимания» не являются. Отношение к ним зависит от конкретной ситуации в компании. Ну а поскольку подавляющее большинство компаний сейчас озабочены сокращением затрат на ИТ, то откладываются до лучших времен и очень многие интеграционные проекты.
Будущее время не исчезло
Андрей Орлов
Директор стратегических проектов дирекции управления проектами НЦИТ «ИНТЕРТЕХ»Более жесткие внешние условия, прежде всего, привели к резкому урезанию бюджетов компаний, в том числе и бюджетов ИТ. Основная тенденция пока сводится к замораживанию проектов, в которых нет острой необходимости именно сегодня. Как следствие, в головах топ-менеджмента постепенно отмирает идея замены всех эксплуатируемых систем на одну супер‑систему, которая будет обслуживать все без исключения бизнес-процессы компании. Можно отметить поиск относительно дешевых решений, позволяющих интегрировать работу систем, уже введенных в эксплуатацию. Но описанный тренд прослеживается пока на уровне разговоров и переговоров, но не на уровне заключенных договоров.
Что касается усиления внимания к процессному подходу, то я согласен с приведенным прогнозом, но подтвердить его по‑прежнему нечем. «Возможно, из кризиса многие организации выйдут…» Пока это предложение звучит в будущем времени.
В целом высказанные прогнозы реализуются, но не тем способом, который бы понравился консалтинговым компаниям: вместо увеличения количества интеграционных проектов сейчас можно отметить лишь их меньшее сокращение по сравнению с другими ИТ-проектами (например, проектами ERP‑систем).
Потребность в интеграции снижается, но есть исключения
Михаил Заборов
Руководитель направления «Торговые сети» Заказные ИнформСистемы (CustIS)В период кризиса потребность в интеграции снижается. Новое ПО не внедряется (старое работает — и ладно). Что дает усиление ИТ-интеграции существующих приложений бизнесу компании? Позволяет ставить и решать более сложные управленческие задачи. Однако мало кто про них думает во время кризиса.
Тем не менее есть примеры, когда бизнес выбирает вариант максимально автоматизированной интеграции. Например, мы завершаем проект разработки нового модуля для управления товаропотоком розничной сети. Новый модуль встраивается в сложный ИТ-ландшафт и тесно интегрируется со многими компонентами ИС, разработанными и внедренными в разное время разными командами, — в том числе со старой системой управления товаропотоком, с системой управления мастер-данными, с системой управления внешней логистикой, с системой управления складом, с системой класса BI, с торговой системой розничных магазинов, учетной системой и бухгалтерией. Что обусловило такой широкий круг требований? У этой компании очень сильная ИТ‑служба. Пользователи привыкли, что ИТ практически не ограничивает гибкости бизнес-процессов. Это порождает высокие требования к интеграции ПО.
На высококонкурентных рынках продолжается борьба за клиента
Дмитрий Кулагин
Заместитель руководителя направления программной архитектуры компании «Инфосистемы Джет»На высококонкурентных рынках продолжается борьба за клиента, постоянно предлагаются «свежие» продукты и услуги. При этом разработка новых решений требует внедрения новых бизнес-процессов и, как следствие, приводит к интеграции все большего числа информационных систем. Поэтому у компаний значительно возрос интерес к интеграционным платформам. За полгода специалисты компании «Инфосистемы Джет» участвовали в ряде интеграционных проектов, где были решены вопросы интеграции с платежными системами, системами процессинга, системами удаленного обслуживания и аналитическими платформами. Как показывает практика, в данный момент у менеджмента не хватает времени на продолжение распространения процессного подхода. Однако интерес к нему сохраняется, поэтому можно смело предположить, что к концу года развитие процессного подхода в российских компаниях продолжится.