Необходимость перехода к новой технологии

По данным исследовательской фирмы IDC, среднегодовой прирост продаж систем хранения данных в России составляет 14—15%, причем за последнее время этот сегмент рынка развивается наиболее динамично. И хотя точный прогноз по России составить сложно, по оценкам специалистов компании «Западная техника», объем российского рынка решений для хранения данных в 2003 году может достичь 260—320 млн долл. IDC оценивает объем в 2003 году только сегмента внешних дисковых систем хранения в 110 млн долл.

Во многих компаниях сейчас используется старый принцип построения информационных систем — с большим числом серверов, локально хранящих используемые данные. Функции резервного копирования информации опять же выполняют серверы резервного копирования. В такой ситуации поддержка всего серверного хозяйства — довольно трудоемкая задача. Обычно подобные системы бывают унаследованы от недавних времен, когда основной единицей считался сервер и новое оборудование приобреталось лишь тогда, когда все ресурсы имеющейся техники были исчерпаны.

Сегодня такая организация вычислительных ресурсов просто экономически невыгодна, а сокращения расходов на поддержку систем и повышения их надежности в компаниях добиваются, переходя к другому принципу функционирования корпоративной вычислительной среды.

Разделение обработки и хранения информации

Один из важных принципов построения современных вычислительных сред — отделение друг от друга уровней обработки и хранения информации.

На первом уровне совершаются действия над данными: вычисления, выборка необходимой информации, изменение представления данных для пользователя и автоматизированных систем. К этому уровню относятся серверы приложений, баз данных, управления электронными архивами. Все данные хранятся вне этого уровня, следовательно, на нем не требуется проводить резервное копирование или следить, на каких физических устройствах размещается информация.

Второй уровень — хранения информации — отвечает за физическое размещение данных на устройствах хранения, их своевременное резервное копирование. На этом уровне решаются вопросы надежности хранения и целостности информации. Это выполняют системы хранения данных.

Объединяет эти два уровня промежуточное звено — сеть хранения данных (Storage Area Network, SAN). Такие сети позволяют очень просто решать вопросы увеличения доступного объема хранилищ, выполнения резервного копирования без загрузки локальной сети и даже без выделения специализированных серверов резервного копирования.

Такое разделение функциональности гораздо более выгодно и с экономической точки зрения. Если перестает хватать серверных мощностей либо объемов систем хранения, можно просто добавить что-то одно. В сегодняшних системах эти вещи перестают быть жестко связанными. При этом разделяется и «ценность» функций, возлагаемых на соответствующее оборудование: для серверов это доступность данных для автоматизированных систем и пользователей и возможность их обработки, а для систем хранения данных — сохранность информации. По оценкам специалистов, около 75% «цены» информации должно приходиться на системы хранения данных. В России этот показатель в среднем заметно ниже — обычно он не превышает 50—55%.

Принятие решения

На рынке представлена продукция многих производителей, предназначенная для создания решений на базе сетей хранения данных SAN. В текущем году многие ведущие поставщики систем хранения данных и оборудования для сетей SAN активизировали продвижение своих решений в России. Среди наиболее активных игроков можно назвать компанию IBM и альянсы EMC — Dell, Sun — Hitachi Data Systems. Компания Brocade, самый крупный поставщик коммуникационных OEM-продуктов для сетей хранения данных, сейчас рассматривает вопрос об открытии собственного представительства в России. Все это подтверждает, что в течение ближайших нескольких лет российский рынок решений на базе сетей SAN и систем хранения будет довольно активно развиваться.

Один из основных критериев при выборе SAN-оборудования — совместимость с уже имеющимся у заказчика серверным оборудованием (серверами на платформе Intel, RISC-системами, мэйнфреймами). Кроме того, при модернизации систем важным фактором будет наличие уже подготовленных специалистов по какому-либо направлению или оборудованию и возможность централизованного управления всеми устройствами в сети хранения данных.

Но, пожалуй, одна из основных проблем, стоящих перед директором по ИТ, — доказать целесообразность и окупаемость предлагаемого решения финансовому руководству компании. Ведь в конечном счете проблемы и ответственность ложатся именно на ИТ-руководителя.

Может показаться примитивным, но сегодня при выборе того или иного решения ИТ-подразделения в большинстве российских компаний руководствуются двумя основными критериями: во-первых, насколько полно решаются с помощью выбираемого оборудования и ПО стоящие перед компанией задачи и, во-вторых, какова стоимость решения. На первом критерии настаивают те отделы (производственные, финансовые, продаж и т. д.), для которых эти решения предназначаются. Второй критерий интересует финансовое руководство. При этом опыт показывает, что такие «красивые» показатели, как ROI (Return On Investments, возврат на инвестиции) и TCO (Total Cost of Ownership, общая стоимость владения) если и учитываются в сегодняшних условиях в российских компаниях, то чаще всего в последнюю очередь.

Если, допустим, компания терпит убытки от простоев информационной системы или из-за невозможности решить какие-либо задачи с ее помощью, а внедрение нового решения или модернизация уже имеющегося обойдется в сравнимую с убытками или меньшую сумму, то в подавляющем большинстве случаев довольно быстро принимается положительное решение. И в такой ситуации речь идет не о возврате на инвестиции, а о снижении убытков за счет вложений. В этом как раз заключается российская специфика.

Для повышения эффективности в большинстве случаев главная рекомендация состоит в том, чтобы разбить процесс построения решения на этапы, каждый из которых будет «ощутим», нагляден и обоснован для руководства компании. При этом следует различать процессы расширения (масштабирование производительности систем хранения, увеличение объемов хранилищ) и модернизации (замены некоторых компонентов систем более мощными и производительными). В первом случае, если архитектура систем хранения позволяет, идет наращивание имеющихся возможностей, при этом ранее сделанные вложения сохраняются. Во втором случае, когда заказчик упирается в «потолок» возможностей, ему приходится модернизировать систему, заменяя ее на старшую модель, либо приобретать новое оборудование более высокого класса.

В условиях ограниченности бюджетов обычно идут на приобретение более доступных по цене решений, надеясь поднять уровень систем хранения данных в дальнейшем. Здесь необходимо помнить, что вложения в модернизацию имеющихся систем имеет смысл делать не ранее чем через год после ввода в эксплуатацию. Иначе внедрение первых систем хранения данных может не успеть себя окупить, и в таком случае будет выгоднее сразу приобрести систему более высокого уровня.

Этапы внедрения

Типичная ошибка при реализации проектов построения систем обработки и хранения информации — пытаться решить все проблемы одновременно и за один шаг. При построении надежной и управляемой среды обработки и хранения данных весь процесс внедрения решений целесообразно разделить на следующие этапы:

  • централизация вычислительных ресурсов — объединение всех разрозненных мощностей компании в один или два вычислительных центра;
  • консолидация хранилищ информации — перенос данных с локальных серверов в общую систему хранения данных с прямым подключением к ней серверов (если объем данных невелик) или с объединением всего оборудования в сеть хранения SAN;
  • консолидация серверов — объединение функций разных серверов на более мощных вычислительных системах;
  • построение резервированных систем — создание резервных хранилищ информации, в случае необходимости с репликацией всех данных в режиме реального времени.

Каждый этап внедрения должен представлять собой самостоятельный шаг, эффект от завершения которого должен быть понятен для финансового руководства компании и представлять собой переход к новой ступени функционирования всей системы. Только в этом случае переход к среде с разделением представления (обработки) информации и хранения данных, реализованный на базе сети хранения SAN, будет эффективен и принесет явную экономическую выгоду.

Технологические перспективы

И наконец, немного о технологиях, которые надо иметь в виду, размышляя о внедрении SAN-решения. Главная тенденция в этой сфере — увеличение скорости передачи данных. На прошедшей 21—25 сентября Европейской конференции по оптоволоконным коммуникациям (European Conference on Optical Communication, ECOC) компания Infineon продемонстрировала трансиверы, работающие по стандарту Fibre Channel 4 Гбит/с, поставки которых планируется начать во II квартале 2004 года. Аналогичные планы имеют и другие производители — QLogic, Agilent Technologies, Broadcom. Серьезный интерес игроки рынка Fibre Channel, в особенности производители систем хранения данных, коммутаторов и серверных адаптеров, проявляют и к технологии Fibre Channel 10 Гбит/с — первые такие продукты должны появиться уже в 2004 году. И связано это будет с началом использования в серверных системах новой шины PCI Express.

Роман Спорышев — менеджер по системам хранения данных компании «Западная техника». С ним можно связаться по e-mail: rus@zt.ru