22 апреля 2008 года состоялось заседание комитета Ассоциации менеджеров по инновациям и технологиям. Темой встречи стало развитие информационного общества в России и программа создания «электронного правительства». Председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов в своем докладе рассказал о том, как развивается информационное общество в России, обрисовав также текущее состояние в регионах и динамику их развития. Мы знакомим вас с основными моментами этого доклада.

Этапы развития стратегии

Стратегия развития информационного общества 7 февраля 2008 года была утверждена президентом Владимиром Путиным. За два с половиной года до этого, еще в ноябре 2005‑го, Российская Федерация подписала основные документы Всемирного саммита по информационному обществу. Одним из зафиксированных в этих документах решений была «…разработка до 2010 года всеобъемлющих, перспективных и последовательных национальных электронных стратегий в качестве неотъемлемой части национальных планов развития». Подобные стратегии на саммите были увязаны с общим социально-экономическим развитием стран. Поэтому официальная формулировка в российской стратегии звучит так: «Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий».

Государственный уровень рассмотрения проблем

Сергей Осмачкин, Архитектор решений для организаций госсектора, SAP СНГ
Созданию и развитию информационного общества в России в первую очередь способствует государственный уровень рассмотрения связанных с этим проблем, внимание власти к процессам информатизации страны. Это относится и к подписанной 7 февраля 2008 года президентом Путиным «Стратегии развития информационного общества в РФ», и к соответствующим региональным программам.

Другим фактором, способствующим реализации стратегии развития информационного общества в России, безусловно является улучшение общей экономической ситуации. Ну и наконец нужно сказать об общей зрелости современных информационных технологий и их значимости в индустриальном обществе.

Как определено в стратегии, основная цель формирования и развития информационного общества состоит в повышении качества жизни граждан. А одной из составляющих данного направления является повышение качества предоставляемых населению государственных услуг, для достижения чего процесс оказания услуги следует перевести в электронный вид.

После саммита в России была создана межведомственная рабочая группа, роль которой состояла в разработке проекта стратегии. В нее вошли представители аппарата Совета безопасности, Мининформсвязи, других федеральных органов исполнительной власти, а также представители бизнеса и общественных объединений. Из негосударственных организаций работу поддержали Центр развития информационного общества и Институт развития информационного общества. В результате в 2006 году был подготовлен проект стратегии, и в течение двух последующих лет проходило его общественное обсуждение во всех федеральных округах России. Летом 2007 года (25 июля) проект стратегии обсудили и одобрили на Совете безопасности.

Механизм реализации предусматривает ряд шагов.

  • Составление плана мероприятий.
  • Распределение ответственности и выделение ресурсов.
  • Обеспечение финансирования в рамках федерального бюджета.
  • Разработка системы мониторинга развития информационного общества.
  • Реализация запланированных ме­ро­приятий.
  • Ежегодный доклад президенту.
  • Общественное обсуждение хода работ.
  • Раз в три года — уточнение стратегии.

Юрий Хохлов выделил восемь направлений действий по реализации стратегии.

  1. Развитие инфокоммуникационной инфраструктуры.
  2. Повышение качества образования, медицинского и социального обслуживания.
  3. Развитие инновационной экономики.
  4. Развитие науки, технологий, техники и подготовка кадров.
  5. Создание «электронного правительства».
  6. Сохранение и развитие культуры России.
  7. Безопасность в информационной сфере.
  8. Международное сотрудничество.

Прежде всего интересно посмотреть ключевые показатели развития информационного общества, которые позволяют отслеживать достижение задуманного.

Страна имеет все шансы сделать существенный рывок в своем развитии

Андрей Агеев, Директор департамента маркетинга «ТехноСерв А/С»
В последнее время государство предприняло ряд действий, направленных на реализацию стратегии развития информационного общества в России. Речь прежде всего идет о создании Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий, технико-внедренческих (инновационных) зон в Дубне, Зеленограде, Санкт-Петербурге и Томске. Кроме того, разрабатывается план постепенного перехода на цифровое вещание к 2011 году, прорабатывается ряд других мер.

На наш взгляд, если будут достигнуты контрольные показатели развития информационного общества в России к 2015 году, наша страна имеет все шансы сделать существенный рывок в своем развитии. В частности, это позволит ускорить темпы экономического роста и сформировать постиндустриальную структуру экономики, в которой существенную роль играют не сырьевые, а инфокоммуникационные отрасли.

Вместе с тем инертность, присущая бюрократическому аппарату, нежелание менять что‑либо в сложившихся механизмах взаимодействия государства с населением и бизнесом способны затормозить развитие информационного общества в России. Представляется, что в настоящий момент реализуются прежде всего крупные ИКТ-проекты, заказчиком которых выступает высшее руководство страны. В то же время их дальнейшее распространение на более низкие уровни управленческой вертикали идёт весьма медленно.

Ключевые показатели развития информационного общества

В качестве ключевого показателя (КП) реализации стратегии прежде всего нужно рассматривать следующее: Российская Федерация должна оказаться в числе двадцати ведущих стран мира в международных рейтингах развития информационного общества. Затем не ниже десятого должно быть место России в международных рейтингах по уровню доступности национальной инфраструктуры информационно-компьютерных технологий (ИКТ) для субъектов информационной сферы. Планируется рост внутреннего рынка информационных технологий: в результате реализации стратегии доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка ИКТ должна составить более половины. Проверить успех проекта можно будет по уменьшению «информационного неравенства» (цифрового разрыва). Реализация стратегии сократит различие между субъектами Российской Федерации, которое по интегральным показателям развития информационного общества должно снизиться в два раза. Отдельный КП выделен для госсектора — доля основных государственных услуг, предоставляемых с использованием ИКТ, должна достичь 100%. В общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) доля НИОКР в сфере ИКТ, осуществляемых за счет любых источников финансирования, к 2010 году должна стать не менее 15%, а к 2015‑му — достичь 30%. Нормируется доля архивных фондов, переведенных в электронную форму. Для всех хранилищ, включая аудио- и видеоархивы, процент оцифрованных фондов должен составить не менее 50%. Еще жестче этот показатель для фондов с ограниченным сроком хранения, истекающим до 2020 года: снова полностью, 100%.

Основа развития новых поколений российских граждан

Владимир Шибанов, Cтарший вице-президент компании «Аквариус»
Согласно стратегии целью формирования и развития информационного общества в России является повышение качества жизни граждан и развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). К числу основных задач, стоящих на пути к достижению поставленной цели, относится повышение качества образования на базе использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе и административной деятельности образовательных учреждений. Инновационные подходы в школьном образовании — основа развития новых поколений российских граждан, готовых к эффективной профессиональной деятельности в условиях информатизации страны.

Проведенные в последние годы исследования ЮНЕСКО показали, что успех в области использования ИКТ в сфере образования в значительной степени зависит от способности преподавателей к внедрению информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Поэтому компетентность учителей в этой сфере имеет решающее значение для повышения уровня образования с помощью ИКТ.

Готовность различных регионов

А какова готовность различных регионов России к информационному обществу? Способ узнать степень подготовленности тех или иных регионов ко вхождению в информационное общество и широкомасштабному использованию ИКТ — подсчет композитного индекса. Это инструмент для информационно-аналитической поддержки выработки, проведения и корректировки политики развития информационного общества на федеральном и региональном уровнях. Итоговый индекс готовности к информационному обществу составляется на основе двух индексов‑компонентов: одного для факторов развития информационного общества и второго для оценки использования ИКТ. Первый из них строится на основе подындексов оценки человеческого капитала, экономической среды и ИКТ инфраструктуры. Использование ИКТ для социально-экономического развития рассчитывается по подындексам для разных сфер деятельности: ИКТ в бизнесе, государственном и муниципальном управлении, в здравоохранении, культуре, образовании и использование ИКТ домохозяйствами и населением.

Оценка композитного индекса для регионов России была проведена дважды: в 2005—2006 годах по состоянию на 2004—2005‑й, а через год готовность регионов рассчитали уже для периода 2005—2006. Тем самым появилась возможность не только статично оценить те или иные субъекты федерации, но и сравнить динамику их развития по каждому показателю. Индекс готовности 2004--2005 был разработан дирекцией мониторинга Института развития информационного общества при поддержке Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации. Публикация была представлена на заседании Президиума Госсовета РФ 16 февраля 2006 года в Нижнем Новгороде и содержала 70 показателей. В следующей публикации индекса готовности регионов России к информационному обществу, но уже по данным 2005—2006 годов, показателей стало на шесть больше. В этот раз расчеты подготовил Центр развития информационного общества при поддержке Министерства информационных технологий и связи РФ, а представил их министр информационных технологий Леонид Рейман 24 октября 2007 года на выставке «Инфоком».

Активнее привлекать региональные ИТ-компании

Владимир Львов, Директор по стратегическому развитию ЗАО «Ай-Теко», член совета директоров компании
Быстрее сократить разрыв в развитии субъектов федерации в области информационных технологий поможет повышение прозрачности финансирования соответствующих государственных программ и национальных проектов в госсекторе. Необходимо как можно активнее привлекать региональные ИТ-компании к реализации таких проектов. Одной из значимых проблем здесь является то, что основные средства, выделяемые на автоматизацию государственных учреждений, осваиваются федеральными органами и ведущими ИТ-компаниями России — как правило, московскими, а до регионов, к сожалению, доходит лишь малая часть этих ресурсов. В связи с этим процветает «колониальная модель» сотрудничества с региональными ИТ-компаниями: их привлекают главным образом на субподряд, для выполнения вспомогательных работ. Как следствие, развивается центральное «ядро» информационных систем госучреждений, а в регионы ни технологии, ни деньги в приоритетном объеме не поступают.

Перекос в сторону «централизованной автоматизации» отчасти связан с проблемой квалифицированных ИТ‑кадров, которых все‑таки намного больше в Москве и Санкт-Петербурге; но надо понимать, что пока мы не создадим приоритетные условия для развития регионального ИТ-персонала, преодолеть информационный разрыв будет трудно. Кроме того, необходимо разработать стандарты, то есть же­ст­кие требования, описывающие интерфейсы взаимодействия информационных систем субъектов федерации, местных органов власти с центральными ИТ-ресурсами. Это позволит выполнять работы параллельно в Москве и в регионах и таким образом повысить степень самостоятельности в принятии решений на местах. Сейчас, к сожалению, в ходе подготовки и реализации ИТ-проектов региональные органы власти и ИТ-команды в большей степени ориентируются на команды из центра.

На какие же статистические данные опирались составители индекса? Во-первых, источником здесь стала официальная информация — данные международной, государственной и отраслевой статистики, подготовленные ООН, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), Министерством информационных технологий и связи РФ и другими российскими министерствами и ведомствами. Во-вторых — оценка качества веб-представительства региональных органов государственной власти (ОГВ). Для оценки веб‑сайтов региональных ОГВ применялась методика Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам (United Nations Department of Economic and Social Affairs). И в‑третьих, использовались результаты социологических опросов, например данные опроса населения, проведённого в регионах России фондом «Общественное мнение» (проект «Георейтинг») и композитные индексы рейтингового агентства «Эксперт». Картина информационного неравенства регионов России в 2004—2005 годах представлена на рисунке и в таблице.

Видно, что регионами-лидерами в 2005—2006 годах стали столичные города, регионы с высоким уровнем развития человеческого капитала и ИКТ-инфраструктуры (такие, как Томская область), ресурсодобывающие регионы с высоким экономическим потенциалом (к ним относятся Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа), а также регионы с активной целенаправленной политикой органов власти в сфере использования ИКТ (республики Татарстан, Карелия и Чувашия).

Для обеспечения доступа к ИКТ наиболее важны экономические факторы и ИКТ-инфраструктура. Уровень содержательного использования ИКТ существенным образом определяется развитием человеческого капитала. Именно поэтому политика развития информационного общества должна носить комплексный характер и формировать условия, благоприятствующие развитию информационного общества, включая развитие ИКТ инфраструктуры и человеческого капитала, формирование экономической среды, стимулирующей производство и использование ИКТ.

Построение инфраструктуры и ликвидация дефицита оборудования и ПО

Николай Зезюлинский, Директор по развитию бизнеса компании «ФОРС — Центр разработки»
На сегодняшний день, пожалуй, самым востребованным направлением автоматизации государственных учреждений является интеграция приложений. Именно с её помощью можно обеспечить взаимодействие локальных информационных систем учреждений и ведомств и объединить разрозненные информационные ресурсы и источники данных.

В качестве второго направления можно выделить разработку заказных систем. Актуальность этого вида деятельности с годами не становится меньше, поскольку всегда будет сохраняться потребность в автоматизации уникальных процессов, связанных со спецификой услуг, предоставляемых госучреждениями. Особо хотелось бы сказать о работе по созданию веб-порталов государст­венных услуг.

Безусловно, к важнейшим факторам сокращения разрыва в уровне автоматизации различных субъектов РФ относится построение соответствующей инфраструктуры, ликвидация дефицита в аппаратном и программном обеспечении. Для этого необходимо целевое финансирование, что в общем‑то уже есть. Во многих регионах приняты соответствующие программы по разработке электронного правительства на местах. В целом же уровень информатизации напрямую зависит от экономического состояния региона и от политики местных властей. Без их инициативы и активной поддержки никакие начинания не принесут желаемых плодов.