Информационное сопровождение логистики можно классифицировать по общеизвестным функциональным признакам, выделив соответственно направления, связанные с автоматизацией складов, распределительных центров либо перевозок тем или иным видом транспорта. А можно отталкиваться от того, куда в данный момент направлены усилия автоматизации во всей цепочке: концентрируется ли заказчик на детальном контроле перемещения груза с тем, чтобы обеспечить полную прозрачность, или же больше стремится оптимизировать логику управления его движением в зависимости от поставленных целей, текущей бизнес-ситуации, формальных требований законодательства и т. д.
Первый уровень имеет смысл принять за базовый, поскольку без него организовать полноценное логическое управление запасами просто нельзя. Но и возможности по учету и контролю объектов в логистике тоже еще далеко не исчерпаны, а проникающие на рынок новые технологии только способствуют развитию данного направления. На состоявшейся в декабре прошлого года конференции «ИТ в логистике», проведенной компанией «AHConferences», именно это направление было представлено целым рядом сообщений. К классическому технологическому набору средств отслеживания объектов в логистической цепи, включающему мобильные терминалы считывания штрихкодов (теперь уже стандартно работающие как с GPRS, так и с Wi-Fi) и GPS-приемники, все увереннее подтягиваются ГИС-технологии, а также услуги позиционирования на базе сетей GSM. Последние предоставляются сотовыми операторами в качестве корпоративного сервиса. Подобные услуги, в частности, были описаны в одном из докладов упомянутой конференции. В другом представители компании «Хлебный дом» рассказали об интеграции сервиса глобального позиционирования в геоинформационные системы, что в совокупности становится весьма серьезной основой для перехода к оптимизационным задачам расчета маршрутов в логистике.
Совершенствование методов сбора первичной информации напрямую связано с развитием средств её представления. Данный вопрос именно в логистике является довольно значимым. По крайней мере настолько, что ему даже посвящают специальные исследования. В частности, результаты одного из них, проведенного в прошлом году компанией Aberdeen Group (см. рисунок), показывают, что классификация функций, напрямую связанных с обеспечением оперативного контроля по цепи поставок, очень разнообразна.
Вполне ожидаемо, что лидирующие позиции здесь занимает отчетность (ее использует максимальное число компаний с целью оперативного контроля дисциплины поставок), хотя значительный вес имеют методы, так или иначе связанные с генерацией и отслеживанием событий, разного рода исключительных ситуаций, а также с построением пресловутых цифровых панелей, которые в свою очередь могут быть реализованы только в компании с развитой культурой работы с численными KPI. Значимость подобных исследований объясняется прежде всего тем, что детальная прослеживаемость различных объектов (товаров, транспорта, финансов и пр.) по цепи поставок важна для заказчика сама по себе, а кроме этого является необходимым условием успешной автоматизации управления.
Анализ российских проектов позволяет судить о том, что ситуация c внедрением ИТ-систем и возможностями мониторинга поставок вплотную подошла к тому рубежу, с которого можно развивать высококачественное оперативное сквозное управление материальными потоками на межотраслевой основе. Но все же на практике предприятиям пока приходится оттачивать именно автоматизацию мониторинга движения материальных потоков. В этом смысле показательны примеры описанных нами внедрений в «Национальной логистической компании» (НЛК) и в фирме Relogix (см. соответственно стр. 34 и 16 ), весьма, кстати, схожие между собой. В обоих случаях наряду с мощными WMS-системами используются интеграционные платформы, которые, как известно, предполагают конструирование развитых алгоритмов обработки информационных потоков, при этом не обязательно циркулирующих исключительно внутри предприятия. В НЛК даже сделана ставка на SOA. Что же касается взаимодействия с внешними партнерами, то и в той и в другой компании дело пока ограничивается автоматической генерацией предупреждений об исключительных ситуациях и направлением их соответствующим сотрудникам. Те же в свою очередь общаются с партнерами, чтобы получить от них необходимую информацию, но инструментов автоматизации при этом уже не используют. Вместе с тем интеграционные платформы, применяемые в обоих случаях, безусловно способны продвинуть автоматизацию на значительно более высокий уровень. Но при детальном рассмотрении связки GPS — GIS-системы в логистическом проекте «Хлебного дома» оказывается, что всё останавливается на этапе отслеживания товара по маршруту (осуществляемого прежде всего в целях контроля персонала) и пока не идет на уровень оптимизации поставок, чего вполне можно было бы ожидать, имея в виду развитие данного проекта.
Отдельно взятый пример связи грузовой таможенной декларации с отслеживанием груза, приведенный в статье на стр. 21, также говорит о том, что решить проблемы, затрагивающие логику управления данными, несколько сложнее, нежели наладить их контроль по цепочке доставки товара. Однако даже по описанным в этом номере проектам (в частности, в упомянутых компаниях НЛК и Relogix) ясно, что основные трудности здесь опять-таки должны лежать не в плоскости технологических достижений, даже если иметь в виду уже развернутый у логистических операторов функционал. Скорее проблему предстоит решать путём налаживания содержательных отношений между самостоятельными субъектами, вовлеченными в строительство цепочек поставок. В этом смысле можно вспомнить еще один материал на тему логистики, опубликованный нами в прошлом году (см. IE, № 8/2007, стр. 24). Одна из основных его мыслей как раз состояла в том, что на сегодняшний день желание в максимальной степени ограничить доступ к собственным информационным ресурсам с целью выдавливания конкурентов из цепочки часто оказывается значительно сильнее стремления наладить взаимовыгодное партнерство.
В тех же случаях, когда вся активность или хотя бы значительная её доля сосредоточена в одних руках и при этом задачи учета (самих товаров, действий персонала и пр.) не доминируют слишком уж явно над задачами управления, удается продвинуться гораздо дальше. В том числе и с внедрением тех или иных функций автоматизации. Характерное подтверждение этого факта — проект по автоматизации предсказания спроса, а также планирования и исполнения планов дистрибуции, представленный нами в интервью на стр. 22. Но и из этого примера видно, что если на пути к конечной розничной точке встают какие-то проблемы, то с гораздо большей вероятностью возникают они на границе независимых многозвенных логистических цепей. В данном случае — на границе структур, выстроенных дистрибьютором при доставке продукции из удаленных от России регионов и федеральными розничными сетями, управляющими доставкой уже в пределах территории нашей страны.
Впрочем, возвращаясь к одному из докладов уже упомянутой конференции «ИТ в логистике», можно отметить, что проблемы управления логистическими потоками начинают успешно решаться и тогда, когда участники цепочки во многом самостоятельны, а управление логистикой соответственно менее консолидированное. По крайней мере, судя по одному из ключевых ее докладов, именно такая ситуация имеет место в компании Division, занимающейся дистрибуцией, а также оптовой и розничной торговлей мобильными телефонами на федеральном уровне. Поскольку торговый бизнес в регионах организован на базе формально независимых франчайзинговых партнеров, то логику решения приходится деценрализовать, отдавая часть немаловажных бизнес-функций на сторону партнера. Насколько оптимальной, устойчивой и понятной для инвестора такая модель является в общем случае, говорить, наверное, трудно. Но функционирование логистической цепи, в которой обработка информационных потоков осуществляется без откровенно слабых звеньев, возможно только там, где участники примерно одинаково понимают общую цель и на равных могут вносить вклад в ее реализацию.