До 1 января 2006-го нормативная правовая база, регулирующая систему закупок для государственных и муниципальных нужд, не позволяла сформировать единые правила и стандарты в этой области. В 2005—2006 годах была проведена реформа, итогом которой стал Федеральный закон от 21 июля 2005-го № 94‑ФЗ, который в настоящее время регулирует данную сферу. Закон уравновесил и создал единые условия для закупок по всей территории России от федерального до муниципального уровня.
На протяжении последних лет система государственных и муниципальных закупок претерпевает значительные изменения. Динамика роста объемов госзакупок в России подтверждает своевременность и актуальность реформы в данной сфере. Если в 2000 году их объем составил 230 млрд. рублей, то в 2007-м эта цифра по оценкам Минэкономразвития достигнет 2,5 трлн. рублей, т. е. вырастет более чем в десять раз — что стало возможно благодаря экономическому развитию и благополучной для нашей страны рыночной конъюнктуре.
В настоящее время базисными принципами, лежащими в основе системы госзакупок, являются эффективность, прозрачность и открытость. Эффективности нельзя добиться без открытости, т. е. возможности всех желающих принять участие в торгах на равных условиях в ситуации высокой конкуренции. В свою очередь открытость невозможна без прозрачности, которая достигается посредством надлежащего информационного обеспечения. Закон стал серьезным толчком для развития информационных технологий в сфере государственных закупок. Прежде всего положено начало перехода от устаревших форм информационного обеспечения к новым — к широкому применению Интернета в качестве информационного ресурса о госзакупках.
Одними аукционами в закупках обойтись трудно
Владимир Овчинников, директор компании MERLION Projects
Вне всякого сомнения те изменения, что происходят в таком сравнительно новом для государства начинании, как государственные торги и аукционы, ведут к повышению эффективности. Ни для кого не секрет, каким образом определялись победители в закрытых тендерах. Поправки, внесенные в законодательство, открывают путь всем игрокам рынка для участия в честной конкурентной борьбе. Однако, думаю, пройдет еще немало времени, пока рынок полностью перестроится и примет новые правила игры.
Вместе с тем хотелось бы отметить целый ряд нерешенных проблем. Пока не все конкурсы и аукционы публикуются на федеральных ресурсах, что требует дополнительных трудозатрат от игроков рынка и снижает качество предложений.
Было бы целесообразно прибегать к анонимности участников торгов и только после объявления победителя открывать его имя. Это позволило бы избежать возможного коррупционного подхода в госзакупках.
Есть и ещё одна серьезная проблема: после обнародования результатов торгов бывшие претенденты не получают информации о том, насколько удовлетворены запросы заказчика, и не могут сопоставить заявленные и конечные результаты. А это необходимо для анализа своих возможностей с целью дальнейшего участия в торгах и повышения конкурентоспособности.
Вообще на мой взгляд одними аукционами в закупках обойтись трудно: для больших проектов нужны тендеры. Однако тендер зачастую готовится под конкретного вендора. С моей точки зрения, необходимо уходить от конкретного прописывания технических характеристик и проводить тендер решений. В этом плане показателен западный опыт, когда поставщики представляют заказчику законченное решение.
Информация о закупках
Если до 2006 года под информационным обеспечением подразумевалось только печатное издание, в котором публиковалась информация о закупках, то в настоящее время это уже многоуровневая информационная система, находящаяся в открытом доступе в сети Интернет. Наряду с официальным печатным изданием, которое перешло к нам из старого законодательства, появились новые информационные ресурсы, дающие поставщикам наиболее полную информацию о размещаемых заказах, о ходе их размещения, об итогах закупочных процедур.
Прежде всего это официальный сайт, где публикуется информация о закупках и сведения о том, каким образом эти закупки завершились: кто принимал участие, кто одержал победу и так далее. Реестр государственных контрактов — это ресурс, в котором содержится информация обо всех контрактах, заключенных от имени РФ, регионов России, муниципальных образований, за исключением сведений, представляющих государственную тайну (т. е. о закупках для нужд обороноспособности и безопасности государства). Реестр недобросовестных поставщиков содержит данные о тех, кто в ходе исполнения государственного контракта недостаточно полно выполнил свои обязательства либо уклонился от заключения государственного контракта в ходе процедур размещения заказа. И, наконец, планы-графики размещения заказа — это тот информационный ресурс, который может дать поставщикам предварительную информацию о намерении заказчика в тот или иной период осуществить закупки товаров, работ и услуг, т. е. своего рода прогноз, составленный заказчиком по закупкам на текущий год.
Контроль и координацию информационного обеспечения осуществляют следующие органы государственной власти: Минэкономразвития, которое отвечает за официальный сайт РФ для размещения информации о заказах; Казначейство России, ведущее реестр государственных контрактов; ФАС России, задействованная в ведении реестра недобросовестных поставщиков; Рособоронзаказ, регистрирующий контракты, сведения о которых составляют государственную тайну.
Размещение заказа
Каким же образом размещаются заказы по нынешнему законодательству? Прежде всего государственный заказчик в соответствии с нормативной правовой базой обязан подготовить прогноз объемов закупок. В нём говорится, какие товары, работы и услуги и в каком количестве заказчик намерен закупить в будущем году. Эти сведения направляются в Министерство экономического развития и торговли РФ, и после определенной обработки Минэкономразвития России направляет обобщенный прогноз в Правительство. Для чего это нужно?
Дело в том, что финансирование госзакупок — это одна из наиболее крупных расходных статей федерального бюджета. Например, в 2007 году стоимость государственных закупок за счет федеральных средств приблизится к 1,5 трлн. рублей, что составляет 25% расходной части бюджета на год, или около 5,5% от объема валового внутреннего продукта России по состоянию на июнь 2007-го.
Итак, план-график размещения заказа формируется на основе прогнозов, которые были направлены в министерство в соответствии с действующим законодательством, и он должен быть помещён в Интернете. Следующая процедура — это уже непосредственное размещение заказа и извещение о проведении закупок в официальных источниках информации, т. е. на официальном сайте и в официальном печатном издании. Затем объявляются результаты по процедурам размещения заказов. И наконец в течение трёх рабочих дней после заключения контракта сведения направляются в реестр государственных или муниципальных контрактов.
Важно отметить, что наполнение официальных сайтов и реестров контрактов определяется либо федеральным центром, либо региональными и муниципальными властями. Единственный общий всероссийский ресурс — это реестр недобросовестных поставщиков. Неважно, где провинился поставщик: на федеральном или муниципальном уровне, — он все равно попадет в единый всероссийский реестр, и все заказчики смогут учесть негативную практику взаимодействия госорганов с таким поставщиком.
Есть проблемы с исполнением требований закона
Владимир Дунайцев, генеральный директор компании «Систематика»
Безусловно, Федеральный закон № 94-ФЗ способствует открытости и прозрачности процесса госзакупок, это его основная задача и главное преимущество. Закон обязывает заказчиков публиковать информацию о конкурсе в Интернете, следовательно, эта информация становится доступной в гораздо большей степени, чем раньше, когда достаточно было дать заметку в газете. Кроме того, это один из немногих законопроектов, который охватывает не только федеральный уровень, но и муниципальные образования.
Но по нашему опыту (а «Систематика» работает на этом рынке уже много лет) до сих пор не устранён целый ряд трудностей. Во-первых, есть проблемы с исполнением этого требования в некоторых частях нашей страны. Термин «цифровое неравенство» применим не только к отдельным гражданам, но и к регионам. Кроме того, нет единой системы, единого реестра: порталы республик, областей, муниципальных образований существуют сами по себе, процедура передачи данных не доработана. На наш взгляд, создание единого портала госзакупок должно способствовать упрощению процесса, но сегодня для того чтобы быть в курсе объявленных конкурсов, приходится отслеживать обновления на тысячах различных сайтов.
Кроме того, по закону автоматически выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену. Хотя большинство крупных заказчиков понимают важность таких факторов, как гарантийное и сервисное обслуживание, опыт компании в реализации проектов и ее репутация, закон требует признать победителем того, кто предложит пусть и не самый лучший, зато самый дешевый продукт. Таким образом, потери в качестве пока неизбежны.
Текущее состояние и проблемы
На сегодня во всех субъектах Российской Федерации уже есть официальные сайты и реестры государственных контрактов. Более полутора тысяч муниципальных образований также внедрили сайты для размещения информации о заказах. Кто же применяет эту систему в своей деятельности? По данным федерального казначейства приблизительная цифра государственных заказчиков, расходующих средства федерального бюджета, в этом году достигнет 36 тыс. Число поставщиков, которые ежедневно обращаются к информационному ресурсу, уже перевалило за сотню тысяч. Ежедневно с официальных сайтов скачивается порядка 10 Гбайт информации. Число официально зарегистрированных заказчиков составляет более 25 тыс. человек, а количество зарегистрированных поставщиков достигло 10 тыс.
Пока недостаточно развита система электронных аукционов. Причина в том, что нормативно-правовой базой еще не созданы благоприятные условия для повсеместного внедрения этой процедуры. Отсутствуют механизмы, которые закрепляли бы за действиями участников электронных аукционов статус юридически значимых. То есть в ходе их проведения невозможно гарантировать отсутствие каких-то злонамеренных поступков со стороны «интернет-хулиганов» или нечистых на руку конкурентов. Для того чтобы сделать электронные аукционы достоверными и легитимными, эксперты из Минэкономразвития России разработали новую процедуру их проведения, которая будет способствовать более эффективному применению государственными заказчиками данного способа размещения заказа. Вместе с тем можно отметить, что на региональном уровне, например в Москве и Татарстане, электронные аукционы проводятся чаще и эффективнее. Экономия бюджетных средств по итогам электронных аукционов, а также их эффективность постоянно увеличиваются.
Перспективы
Что ждет систему госзакупок и как она будет совершенствоваться? Первого октября 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007-го № 218-ФЗ, который привнес в неё значительные изменения, в том числе с точки зрения информационного обеспечения. Во-первых, ликвидируются требования обязательной публикации извещений о закупках и сведений об их результатах в печатном издании, что сэкономит государственным и муниципальным заказчикам массу времени и денег. Если размещение такой информации в Интернете осуществляется без взимания платы, то публикация тех же сведений в официальной печати предполагала существенные расходы (например, на федеральном уровне за один символ печатного извещения заказчик должен заплатить 48 копеек). Во-вторых, в 2010 году состоится переход от разрозненной системы интернет-сайтов к единому всероссийскому ресурсу, в котором будут содержаться сведения обо всех закупках, производимых на территории страны. Это будет, наверное, самый крупный государственный ресурс, который когда-либо формировался не только в России, но, возможно, и в мире.
В настоящее время Минэкономразвития России занимается подготовкой данного проекта. Затем планируется проведение ряда конкурсов на право выполнения работ по созданию указанного информационного ресурса, и любой разработчик, имеющий такую возможность, может принять участие в конкурсах и претендовать на госконтракт по реализации одного из крупнейших государственных проектов в сфере ИТ.