Рынок дисплеев практически всегда развивался весьма динамично. Всевозможные новинки появляются с завидной регулярностью. В последнее время тон начинает задавать переход к изображению высокой четкости (HD), что не могло не повлиять не только на рынок телевизоров и проекторов, но и на сегмент компьютерных мониторов.
ЖК-дисплеи
На этом рынке произошло довольно много технологических перемен. Они затронули даже сегмент наиболее дешевых изделий на TN-матрицах. Производители экспериментировали с различными материалами покрытий, изготавливая их на основе всевозможных пленок, прозрачных пластиков и стекла. Нередко при изготовлении мониторов для настольных систем применялись решения, опробованные на ноутбуках. Результаты не вполне однозначны. С одной стороны, удалось улучшить цветопередачу, по крайней мере до уровня, когда несоответствие оттенков невозможно различить невооруженным взглядом. С другой — такие материалы частенько превращали монитор в самое настоящее зеркало, в котором можно было увидеть что угодно, только не то, что там должно быть.
Были внесены усовершенствования в средства «ускорения» матриц. Так, например, много шума наделала технология BFI компании BenQ. Эти решения, которые строились на кратковременной подсветке пикселов, обещали уменьшить время переключения до уровня устройств на электронно-лучевых трубках. Как показали тесты, это в целом удалось. Но все же результат оказался скорее отрицательным. Прежде всего потому, что вернулось мерцание, вызывающее усталость глаз и полный перечень всевозможных проблем, скрывающихся за словами «компьютерный зрительный синдром». Кроме того, тесты выявили снижение контрастности, которая при использовании некоторого сочетания настроек достигала абсолютно неприемлемого уровня. Никуда не исчезли и такие родовые проблемы технологии Overdrive, как послесвечение и артефакты на светлых участках.
Одним из итогов 2006—2007 годов стало заметное падение интереса производителей к матрицам IPS. Их доля сокращается, и мониторы на их основе вытесняются в нишевые области. По данным DigiTimes, в 2007-м полностью прекращен выпуск таких матриц для ноутбуков. Еще раньше отказались от их использования в настольных моноблоках Apple и Sony. Это связано с высокой себестоимостью таких матриц, снизить которую пока не удается.
В 2006 году наконец появились серийные модели мониторов (и телевизоров) со светодиодной подсветкой. В отличие от ламп светодиоды имеют намного более длительный ресурс и со временем не меняют цвет. Вместе с тем пока такая подсветка применяется лишь в аппаратах большого формата (27 дюймов и выше) с соответствующей стоимостью. Использование светодиодной подсветки в более массовых моделях сдерживается высоким уровнем нагрева, что вынуждает увеличивать габариты или устанавливать всевозможные системы охлаждения, которые к тому же еще являются источником дополнительного шума.
Наконец, продолжился переход на широкий экран, причем он стал распространяться и на 19-дюймовые модели. Однако в отличие от дисплеев ноутбуков, где экран с «киношным» соотношением сторон 16:9 является нормой и среди корпоративных моделей, широкоэкранные мониторы для настольных ПК ориентированы в основном на потребительский сегмент или отдельные нишевые области.
Другие дисплейные технологии
Довольно серьезного прогресса достигли технологии, связанные с использованием органических светодиодов (OLED в английской аббревиатуре). Свидетельством тому стал выпуск компанией Sony одиннадцатидюймового портативного видеоплейера с довольно высоким разрешением 1360×720. Данный факт свидетельствует о том, что удалось преодолеть высокую инерционность этих матриц и добиться приемлемого уровня наработки на отказ. Такой экран уже вполне подойдет для использования на портативном ноутбуке, хотя не очень подходит для настольной системы. До этого практическое применение данной технологии ограничивалось дисплеями мобильных телефонов, цифровых фото- и видеокамер.
Также стало известно о том, что компания Hitachi внесла существенные усовершенствования в технологию трехмерного дисплея, впервые продемонстрированную в 2004 году. Использование ЖК-дисплеев вместо зеркал позволило преодолеть барьер в 10 см на размер отображаемого объекта. Утверждают, что уже в самом скором будущем могут быть представлены коммерческие образцы средств отображения. Предполагается, что они заинтересуют сферу культуры, образования, а также промышленного и архитектурного дизайна.
Еще одним важным итогом стало появление в текущем году плазменных панелей с полной поддержкой Full HD и разрешением 1920×1080. Начало положено, хотя пока серийные устройства с такими характеристиками относятся к топовым линейкам и стоят очень дорого.
Интерфейсы
Прошлый 2006 год оказался довольно «урожайным» на появление новых интерфейсов подключения устройств отображения и усовершенствование старых.
Начало было положено в апреле, когда VESA утвердила спецификацию интерфейса DisplayPort. Он призван заменить DVI и VGA. Кроме того, он прямо противопоставляется HDMI (High-Definition Multimedia Interface, мультимедийный интерфейс высокой четкости), продвигаемому производителями потребительской электроники. Указывается на такие плюсы, как компактность разъемов, устойчивость к наводкам и импульсным помехам, возможность использования кабелей до 15 м, а также низкий вольтаж, что ведет к снижению энергопотребления и тепловыделения. Плюс ко всему данный интерфейс имеет аппаратные средства защиты контента от несанкционированного копирования (High-Bandwidth Digital Content Protection, или HDCP, предложенный Intel). В обновленной спецификации DisplayPort 1.1, которая принята в мае 2007-го, была увеличена и пропускная способность до 20,8 Гбит/с.
В июне 2006-го консорциум, куда входят Sony, Toshiba, Philips, Hitachi и ряд других компаний, обновил спецификацию интерфейса HDMI до версии 1.3. Учитывая, что этот интерфейс изначально имеет средства защиты контента, он усиленно продвигается участниками консорциума для использования как в компьютерных системах, так и в бытовой электронике, постепенно вытесняя устаревшие аналоговые SCART, S-Video, «тюльпан». Плюс ко всему HDMI обратно совместим с DVI.
Как будет складываться конкуренция между этими интерфейсами, пока говорить сложно. За DisplayPort стоят в основном производители компьютерного оборудования, в то время как HDMI продвигают компании, в большей степени занятые выпуском бытовой электроники. Вполне возможно, что оба интерфейса будут мирно сосуществовать, в том числе и на тех или иных устройствах.
Наконец отметим, что в 2006 году были впервые представлены «виртуальные видеокарты» с USB-интерфейсом. И уже в августе 2007-го вышли первые модели мониторов, которые могут подключаться к USB-порту компьютера. При этом к одному ПК можно присоединить до шести мониторов. Это заметно упрощает и удешевляет создание мультимониторных конфигураций. К тому же такое решение позволяет контролировать ситуацию из нескольких точек, что актуально, в частности, для области медицинского применения. Кроме того, USB позволяет, при использовании активных концентраторов и удлинителей с автономных питанием, применять более длинные кабели. Недостатком является то, что драйверы и ПО для таких мониторов пока существуют только для Windows.