Для развивающихся экономик, примеры которых можно встретить в странах СНГ, 50-60% роста рынка ERP-систем - не предел. Дело в том, что мы начинали с очень незначительных в абсолютном выражении величин. Шесть лет назад на вопрос одной из деловых газет: "Что такое системы управления предпрятием?" - я отвечал, что "штука это дорогая, и для ее покупки надо созреть". Тогда многие руководители предприятий и владельцы бизнеса, скорее всего, восприняли такое высказывание как обидное, хотя я не имел в виду ничего личного! И тогда, и сейчас, по прошествии довольно длительного исторического периода становления бизнеса в России, можно повторить, что покупка и внедрение ERP-системы для предприятия или холдинга - это инвестиция из разряда стратегических, и значит, не из дешевых. Да и "расти" до этого процесса придется, без реинжиниринга и свежих кадров не обойтись.
С середины прошлого века, с 50-х годов, на Западе началась очередная менеджерская революция: управление бизнесом все активнее переходило в руки наемных менеджеров. Апогея этот процесс достиг в 80-90-е годы. Тогда же, по вполне понятным причинам, активизировались разработки и внедрение самых современных систем управления ресурсами предприятий. В 90-е годы этот процесс был существенно ускорен повсеместным распространением Интернета и других новых технологий.
Россия присоединилась к мировому процессу внедрения ERP лишь в середине 90-х, но адаптация оказалась еще быстрее, чем у западных компаний, качество внедрений ничуть не хуже, а иногда даже лучше. Почему? Российские предприятия переходили на новые системы международного класса зачастую сразу, минуя стадию многолетних собственных разработок. Передовые западные технологии и методы управления, отраженные в ERP-системах, значительно выигрывали на фоне устаревших - возможно, еще советских - подходов.
Правда, некоторое время среди руководителей была распространена иллюзия, что можно просто "купить" систему, как сервер, как навороченный "мерседес". Но очень скоро стало понятно, что без вовлечения всех уровней управления, без личного контроля и "спонсорства" проектов внедрения со стороны первых лиц процессы неизбежно заходят в тупик.
На мой взгляд, мы начинаем наблюдать коренной перелом в отношении к ERP-системам на российском рынке. Теперь владение подобной системой - уже далеко не экзотика, а скорее необходимое условие для успешного функционирования в конкурентной среде. Информационные технологии становятся своего рода "инфраструктурной" основой бизнеса, здесь я согласен с Н. Карром. Одновременно мы чувствуем стремление крупных игроков рынка к информационной открытости, соблюдению лицензионной чистоты используемых продуктов, что не может не радовать!
Я уверен, что Россия абсолютно восприимчива ко всем основным тенденциям развития ERP. Может быть, лишь некоторое технологическое отставание было вызвано недостаточным развитием инфраструктуры, спецификой переходного экономического периода, что особенно заметно в сфере систем управления в госсекторе. Но и здесь не за горами качественные изменения. Реализуемые в нашей стране проекты внедрения Oracle E-Business Suite в Связьинвесте и Еврохиме, закончившийся проект на ММК - по всем меркам являются крупными проектами, мирового уровня. И в ближайшие годы в России именно качество решений, внедрений, технического сопровождения проектов будет оставаться ключевым приоритетом как заказчика, так и поставщика.