Мир ИТ богат разнообразными сокращениями. Новые появляются постоянно, и почти все, обозначаемое ими, вносит что-то интересное в нашу жизнь. Они могут касаться преимущественно работы, как ERP, могут затронуть повседневную жизнь каждого, как GPRS. К последней категории относятся и RFID (Radio Frequency Identification Device) - устройства радиочастотной идентификации. Этим термином объединяют группу технологий, использующих радиоволны для идентификации объектов или людей.
Технология
Существует несколько методов такой идентификации, но наиболее распространенный - хранение уникального номера и, возможно, другой информации об объекте на микрочипе, имеющем антенну. Такое устройство называется RFID-тегом. Антенна позволяет передавать данные от чипа к считывающему устройству, ридеру. Ридер конвертирует радиосигнал в цифровой для дальнейшей его обработки. Теги могут быть пассивными - только откликающимися на вызов ридера и не имеющими источника питания, или активными, самостоятельно генерирующими сигнал и имеющими батарейку. Есть и смешанные варианты. Системы могут быть низко-, высоко- и ультравысокочастотными, используются и микроволны. От использования в системе активных или пассивных тегов и от частоты зависит, с какого расстояния можно прочесть сигнал и насколько хорошо он сможет проходить сквозь объекты. Расстояния варьируются от 30 см и менее до 90 метров и более. В США шире всего применяются простые и дешевые модели, которые перерабатываются затем вместе с упаковкой.
Низкочастотные теги дешевле, потребляют меньше энергии и лучше проходят сквозь неметаллические объекты. Они идеальны для сканирования товаров с высоким содержанием воды и могут применяться для маркировки металлических изделий. У высокочастотных тегов выше скорость передачи данных, но они более энергоемкие и их сигналы хуже проходят сквозь материалы, поэтому предпочтительно обеспечить прямую видимость между ридером и тегом.
Ридеры могут быть переносные, похожие на ридеры штрих-кодов и часто совмещенные с ними, стационарные, расположенные, например, на воротах складов, передвижные, укрепленные на складской технике. Есть различные варианты их использования. Например, расположив ридер близ железнодорожных путей и снабдив весь груз тегами, можно существенно модернизировать процедуры учета и контроля перевозок.
Проблемы
Технологии RFID были изобретены даже раньше, чем штрих-коды, еще в 1948 году. Но пока они не получили широкого распространения в силу своей относительно высокой стоимости. Конечно, по мере развития микропроцессорных технологий они дешевеют, но и сейчас цена одного тега даже при миллионных тиражах еще не упала ниже 20 центов, а цена самых простых ридеров составляет сотни долларов. Активные теги стоят не менее 1 доллара. Это делает нерациональным их использование для работы с дешевыми товарами, но уже не сдерживает возможности маркировки крупных и дорогих объектов. Особенно интересно их использование в случаях, когда информацию с них желательно получать удаленно, возможно и не будучи в зоне прямой видимости, и в течение длительного времени, как в случае с железнодорожными вагонами или контейнерами.
Цена RFID-систем - далеко не единственное препятствие на пути их широкого распространения. При действительно больших масштабах экономия, которую они могут дать, перекроет даже серьезные издержки. Но до сих пор не существует единого стандарта RFID. Международная организации по стандартизации ISO (International Organization for Standardization) и европейская EPCglobal, совместное предприятие, развивающее стандарт EPC (Electronic Product Code - электронный код продукта, более сложный аналог штрих-кода), пока занимаются каждая своим вариантом. Каждый из них уже достаточно распространен, и вряд ли общемировые стандарты в этой области появятся ранее 2006 года. Тем не менее крупнейшие торговые сети мира, такие как Wal-Mart, уже приняли решение об использовании RFID. Производители рассчитывают, что такой шаг стимулирует быстрое распространение технологии. Так было со штрих-кодами, получившими широкое признание как раз после того, как для маркировки своих продуктов их выбрала Wal-Mart. Но ни один стандарт пока не принят в России, и даже не назначены сроки рассмотрения вопроса. Строятся предположения, что это будет "европейский" стандарт EPC. Кроме того, RFID использует радиочастотный спектр, а подобные устройства и их применение должны в нашей стране проходить процедуру сертификации и лицензирования используемых частот.
Кроме стандартов, есть и чисто технологические сложности. Сигналы нескольких ридеров могут мешать друг другу, множество тегов могут откликаться на вызов одновременно, но вендоры, каждый по-своему, постепенно решают эти проблемы.
Применение
Несмотря на все минусы, тысячи фирм в мире уже используют RFID. Это преимущественно американские компании и государственные организации, в том числе армия США. Наиболее распространены приложения для цепочек поставок, отслеживания перемещений контейнеров, ценных грузов, движения деталей по производственным линиям. RFID применяются также в системах безопасности, включая контроль доступа в здания и сети, в платежных системах, позволяющих расплачиваться без наличных. Теги применяются и совместно с сенсорами для измерения параметров среды, датчиками движения, радиации, химического состава. На этой основе действуют системы, предупреждающие о том, что товары хранятся не при положенной температуре или влажности, портятся или подвергаются нежелательным воздействиям. SAP и BiosGroup разрабатывают решения, которые позволят автоматически принимать решения тактического характера и не допустить порчи продуктов.
Purdue Pharma L.P. (розничная торговля) использует пилотную версию новой функциональности SAP в соответствии с требованиями своего ключевого клиента - Wal Mart относительно обязательного использования RFID-технологий для ускорения выполнения логистических операций.
RFID-функциональность, реализованную в решениях SAP, используют Airbus SAS и Fraport AG (аэропорт Франкфурта-на-Майне). Во втором случае это делается для сокращения затрат на техническое обслуживание и ремонт оборудования и повышения надежности его эксплуатации. Fraport AG применяет мобильное приложение SAP, в котором используются RFID-технология и КПК, интегрировав его с уже применяемым комплексом решений того же вендора. Эта система заменит бумажные технологии и обеспечит возможность сохранения и документирования проводимых инспекций и выставленных заказов на исправление систем кондиционирования и вентилирования воздуха в аэропорту. Используя решение SAP, компания Fraport планирует сократить затраты на управление оборудованием на 70%.
IBM называет RFID одним из своих приоритетов. В марте этого года министерство обороны США выбрало подразделение IBM Business Consulting Services для работ по проекту перевода на RFID 43 тыс. оборонных заказчиков. Специалисты IBM уже создали концепции решений на базе RFID для промышленных предприятий, работающих в автомобилестроении, аэрокосмической, оборонной и химической областях, а также в нефтяной отрасли. IBM выступает в качестве поставщика ПО и системного интегратора в проекте METRO Group. Он стартовал в ноябре в Германии. METRO планирует, что к январю 2006 года уже 300 ее поставщиков будут отправлять на оптовые базы товары в упаковке, помеченной радиочастотным способом.
Кроме IBM и SAP, серьезно относится к RFID и Sun Microsystems. Компания тоже выпустила ПО, поддерживающее эту технологию, и открыла центр тестирования решений на ее основе. Не только универсальные вендоры, но и более специализированные компании активно занимаются радиочастотной идентификацией. IFS включила соответствующие возможности в свою ERP и к тому же располагает интересным опытом реализации, в том числе на энергетических станциях и в военной авиации.
Американская i2 Technologies, поставщик комплексных решений по управлению цепочками поставок, тоже делает ставку на RFID. Мартин Арутюнян, заместитель генерального директора этой компании по стратегическому развитию, считает, что, учитывая рост интереса на Западе, можно ожидать бума в этой области и в России. Судя по высказываниям представителей различных компаний, в последнее время многие интеграторы заявили о своей готовности прорабатывать или адаптировать решения на базе RFID, в том числе IBS, TOPs, BCC, Kroc.
Проекты у российских заказчиков уже идут, в их числе - Российские железные дороги и ГИБДД. Серьезные усилия в этом направлении явно предпринимают крупные торговые сети, но исполнители пока не разглашают ни их названий, ни деталей проектов.
Арутюнян считает, что, несмотря на растущий интерес в России, "мода" придет с Запада, и в большей мере будет продиктована требованиями больших игроков, например, розничных сетей. Однако большинство компаний, по его мнению, скорее всего изберут взвешенный подход и для начала будут использовать RFID-технологии лишь в части своих подразделений или цепей поставок.