По мере того как функциональные возможности и стоимость проекторов различных фирм сближаются, особенное значение при выборе приобретает бренд, известность марки. В январе 2005 года вышел отчет аналитической компании TFCinfo о популярности проекторов различных брендов в США. Рассматривались все основные сегменты рынка: крупные корпорации, средние и мелкие компании, домашние пользователи, правительственные и образовательные учреждения. Всего проанализировано 33 бренда. Основным методом исследования послужил опрос экспертов из числа лиц, непосредственно ответственных за покупку такой техники в своих организациях или принимающих решение о ее приобретении.
Лидером во всех сегментах оказался InFocus. Sony, NEC, Sharp тоже пользуются заслуженной популярностью. Эти производители пытаются удовлетворить запросы всех групп пользователей, и во всех рассмотренных сегментах известность их высока, хотя и неравномерна. Некоторые производители не пытаются конкурировать по всему фронту, а сосредоточиваются только на отдельных направлениях. Так поступает, например, Epson, и добивается лидирующих позиций в образовательных учреждениях. Mitsubishi и Panasonic пользуются особым доверием в правительственных организациях. Sanyo, Mitsubishi, Panasonic, HP, Dell входят в пятерку лучших во всех секторах, кроме образовательного. В этом последнем списке примечательно присутствие двух вендоров, традиционно известных как лидеры компьютерного рынка. Уже два года они прилагают значительные усилия, чтобы добиться успеха и в новой для себя области. В исследовании особо отмечены успехи Dell в организации сервисной поддержки пользователей. (Здесь особенно стоит напомнить, что это исследование посвящено исключительно рынку США.) Частные лица отдают свои симпатии другим производителям, нежели корпоративные, им лучше всего известны марки Toshiba, Hitachi и BenQ.
Данные, приведенные во врезке, дают представление о предпочтениях американских
покупателей (на которые вполне имеет смысл ориентироваться российским заказчикам).
Сравнение с осенним и летним рейтингами показывает, что состав лидеров даже
за полгода обновляется незначительно. В основном они все те же, лишь меняются
местами время от времени.
Предпочтения российских пользователей выяснить не так просто. По данным ITResearch,
в IV квартале 2004 г. на российский рынок было поставлено на 81% больше мультимедийных
проектов, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, такому быстрому росту
есть "политическое" объяснение: как резкий рост спроса, так и существенное
падение стоимости обусловлены, в первую очередь, заключительной волной тендера
"Дети России", куда были поставлены одни из самых дешевых проекторов.
Тем не менее, несмотря на эту поставку применение проекторов в посведневной
жизни российских компаний растет очень быстро.
По итогам III квартала в лидерах числились Panasonic, Sanyo, Toshiba (компании перечислены в алфавитном порядке). "Неплохие результаты", по мнению агентства, показали также BenQ, Epson, Hitachi, InFocus, NEC. Ближе к новому году ситуация несколько изменилась: и по итогам IV квартала BenQ переместилась из "второго эшелона" в первый, а Panasonic свои позиции несколько сдал.
Какие проекторы покупаютОпросы опросами, а практика всегда оказывается богаче и интересней. На сайтах крупнейших американских Интернет-магазинов (http://www.iavi.com/ и http://www.projectorcentral.com/), специализирующихся на презентационной технике, можно в любой момент посмотреть, что именно пользуется особым спросом, как в целом, так и с разбивкой по цене, назначению, особенностям, весу. Абсолютная десятка в марте выглядела следующим образом:
В категории «проекторы для небольших переговорных, от 1500 до 2500 L» пятерка лидеров выглядела так:
|
Каковы основные направления развития проекторной техники?
Естественным образом эти направления связаны с компенсацией тех неудобств, которые вызывает использование проекторов. Постоянно проводимое улучшение характеристик яркости все более снижает требования к затемнению помещений. Появление многоламповых моделей позволяет избежать форс-мажора при выходе лампы из строя и вообще уменьшает зависимость работы с проектором от состояния единственной лампы. Продлевается и срок службы устройства. Большая надежность в течение длительного срока - естественное пожелание, когда речь идет о технике, и вендоры проекторов не упускают его из виду. В группе мобильных моделей остается не менее актуальным снижение веса, а стать более компактными не помешало бы и проекторам других видов, над чем тоже идет работа.
В России, как отмечает ITResearch, спрос на DLP-устройства вырос почти на 20%. Продолжает увеличиваться доля микропортативных (массой до 2,25 кг) проекторов.
Двухкилограммовый вес, надо думать, скоро будет уже полным анахронизмом для мобильных моделей. Если раньше вопрос был в том, уместится проектор в "дипломате", то теперь его хотят носить уже в кармане. Доля проекторов весом менее 1 кг постоянно растет, а финская компания Upstream Engineering создала технологию, на основе которой можно будет сделать устройство размером со спичечный коробок, с питанием от батарей. Микропроекторы, работающие от батареек, уже продаются. Пока они пригодны только для показа неподвижного изображения размером с экран ноутбука и позиционируются как интересные профессиональным фотографам, использующим цифровые камеры. Перспективные же разработки касаются встраивания проектора в ноутбук или даже мобильный телефон.
Желание избавиться от проводов, движущее вперед многие другие типы цифровой техники, не чуждо и производителям проекторов. Все больше появляется беспроводных вариантов, в том числе и рассчитанных на работу без компьютера вообще, только за счет подключения флэш-карты с данными.
Ну и, конечно, хотелось бы, чтобы проекторы, легкие, надежные, яркие и беспроводные, раздавали бесплатно всем желающим. Пока сообщений о таких инициативах не появлялось, но цены постоянно снижаются. Ожидалось, что снижение цен вызовет взрыв спроса. Значительное число моделей уже преодолели ценовой рубеж в тысячу долларов. Но это еще не столь массовый процесс, чтобы он мог серьезно повлиять на ситуацию. По данным ITResearch, в России за год средневзвешенная стоимость одного устройства сократилась примерно на 450 долл., и сейчас она немногим выше 2000 долл. В IV квартале средневзвешенная стоимость одного устройства впервые опустилась ниже уровня 2000 долл. Теперь ее значение по крайней мере на 500 долл. меньше, чем в 2003 г. Однако по сравнению с плазменными панелями проекторы остаются дешевым презентационным средством, которое к тому же способно показывать изображение как в пропорциях 4:3, так и в 16:9.