В мире
По итогам 2005 года в мире было продано, по разным оценкам, от 130 до 135 млн. мониторов для настольных компьютеров. При этом 75% продаж в количественном выражении приходилось на ЖК-устройства. Именно они и обеспечили рост рынка в целом. Их реализация, по данным DisplaySearch, выросла по сравнению с 2004 годом на 54%. А в 2004-м по сравнению с 2003-м продажи ЖК-мониторов удвоились. Впрочем, в 2003 году данный сегмент сильно лихорадило и он рос не так быстро, как хотелось бы.
Рост прогнозируется и на текущий год. Так, DisplayBank ожидает, что будет продано 155 млн. мониторов, из которых 125 млн. штук, или 80,6%, будут жидкокристаллическими. Аналитики из данного агентства полагают, что самыми массовыми останутся 17-дюймовые — на них придется 61% всех аппаратов. Вторыми по популярности (28%) будут 19-дюймовые панели.
Высокий спрос DisplayBank прогнозирует и на широкоформатные панели. К 2009
году их доля должна составить около 20% против менее чем 3% в 2005-м. Однако,
похоже, это произойдет быстрее, так как широкоэкранные аппараты быстро набирают
популярность среди ЖК-телевизоров, которые могут применяться в качестве мониторов.
А продажи таких аппаратов тоже быстро растут. Плюс ко всему широкоэкранные мониторы
очень удобны для работы с табличной информацией, что важно для пользователей
из корпоративного сектора. Так что заметный спрос на широкоэкранные панели возможен
не только со стороны потребительского рынка.
А вот доля ЭЛТ-устройств в нынешнем году уменьшится на треть. Но все же остаются
два сегмента, которые продолжают применять ЭЛТ-мониторы: бюджетный и сфера допечатной
подготовки. На них приходится, по разным оценкам, от 5 до 10% рынка, что и станет
тем «дном», ниже которого падение доли ЭЛТ-мониторов не ожидается.
Вместе с тем в ЖК-сегменте тоже не безоблачно. Так, все без исключения аналитические агентства обращают внимание на существенные тенденции к росту перепроизводства. При этом фактические данные за I квартал даже опередили прогнозные. Они составили почти 10% против 9%, которые называл DispalyBank. Но и это не предел: ожидается, что максимум излишков будет отмечен в III кваратале и составит 15%. И только в самом конце года, когда, как известно, наблюдается пик продаж, начнется снижение, да и то небольшое.
Впрочем, это положение дел на руку потребителям. Оно не даст мониторам дорожать синхронно с галопирующим увеличением цен на пластмассы и цветные металлы.
Рис. 1. Доли основных производителей
в общем объеме отгрузок ЖК-мониторов
по итогам 2005 года
Что касается расстановки сил среди вендоров, то на первое место вырвалась компания Dell с 19% (рис. 1). Ей удалось сместить на вторую позицию Samsung, причем с довольно большим отрывом.
Рис. 2. Доли основных OEM-производителей
в общем объеме отгрузок
ЖК-мониторов
по итогам 2005 года
Поменялся также лидер в стане OEM-поставщиков (рис. 2). После покупки производственных мощностей Royal Philips Electronics в Китае, Бразилии и Венгрии вперед вырвалась тайваньская фирма TPV. В результате производственные мощности TPV выросли до 35 млн. мониторов в год при том, что пока они загружены лишь наполовину.
Второе место занимает Samsung. При этом корейская компания по-прежнему ориентирована на вертикальный бизнес и предпочитает продавать выпущенные ею мониторы под собственной маркой. На них приходится 87% продукции.
В России
В 2005 году объем российского рынка мониторов, по данным ITResearch, составил около 6,9 млн. штук, или 1,9 млрд. долл. в денежном выражении. При этом в лидеры российского рынка ITResearch выводит компанию Samsung, за ней следует LG, а третье место заняла Acer, которой к концу года даже удалось потеснить LG в ключевом сегменте ЖК-мониторов. По данным агентства Bryan Norris Associates, фирма Acer в IV квартале стала лидером по объему продаж ЖК-мониторов, а по итогам года заняла третье место. Во второй тройке шла сильная борьба с переменным успехом между BenQ, Philips и ViewSonic. Сами вендоры так оценивают собственные позиции на рынке: Samsung — 50% сегмента ЭЛТ и около 30% по ЖК-устройствам, LG — порядка 25% в целом, BenQ, ViewSoniс и Proview — около 6%, Philips — 5,6%, NEC — 5%.
Если смотреть по технологиям, то в России, как и во всем мире, в прошлом году вперед уверенно вырвались ЖК-мониторы. Основная конкуренция теперь разворачивается именно в этом сегменте — в поиске оптимального размера, дополнительных функций и ширины экрана.
Лидером рынка по итогам года является 17-дюймовый ЖК-дисплей с разрешением 1280Ч1024. Но опережающими темпами растет доля 19-дюймовых мониторов, хотя они еще и не стали столь же массовым товаром, как 17-дюймовые. Некоторые эксперты полагают, что если разрыв в цене между бюджетными вариантами 19- и 17-дюймовых линеек сократится, то первые уже к концу нынешнего года имеют шанс по объемам продаж догнать вторые. По данным ITResearch, 19-дюймовые устройства в прошлом году дешевели быстрее, чем их соперники. Так что из предмета роскоши такие мониторы превращаются в обыденную вещь.
Если для домашних пользователей наибольший интерес традиционно представляют модели, обладающие передовыми техническими характеристиками и стильным дизайном, то у корпоративного сектора свои требования: адекватная цена, условия послепродажного обслуживания, возможность поставить нужное количество мониторов в заданные сроки, соотношение цена/характеристики, четкость изображения, — ведь корпоративные пользователи за монитором проводят до восьми часов в день. По мнению Яна Майзеля, менеджера по продукции дистрибьюторской компании MICS, в 2005 году оптимальным решением в корпоративном секторе был 17-дюймовый (реже 15-) монитор со временем отклика 12 мс, яркостью 250 кд/м2 и показателем контрастности 450:1.
На мониторном рынке продолжается разделение на сегменты. И у нас, как и во всем мире, рынок довольно четко разделился на простые офисные и домашние мониторы, а кроме того, расширились сегменты специализированного применения. Это, например, устройства для профессиональной работы с цветом (настольные издательские системы), для САПР, игровые дисплеи и т. п. «Потребитель осознал, что не бывает универсальных мониторов, и если речь идет не о выполнении стандартных офисных задач, а о специализированных приложениях для графики, САПР или о финансовых пакетах, то для их качественной визуализации нужны профессиональные дисплеи, изначально создаваемые с учетом требований той или иной целевой группы потребителей», — говорит Алексей Златин, директор представительства NEC Electronics Display — Europe GmbH.
В то же время нашли свою нишу в России и ЭЛТ-мониторы. Эти аппараты традиционно преобладают в области издательского дела и дизайна. В корпоративном секторе продолжают пользоваться спросом и бюджетные модели, особенно в госструктурах и на региональных рынках. «Главный канал для таких мониторов составляют тендеры, в которых основным критерием является ценовой фактор», — считает Вадим Степанишин, глава московского представительcтва ViewSonic (доля ЭЛТ-мониторов в бизнесе компании — 1,5%).
Растет доля широкоэкранных моделей. Как и в случае ноутбуков, свою роль тут сыграла возможность для пользователя увидеть больше столбцов в таблице, чем при работе с традиционным монитором. Но все же единого мнения пока нет. «С появлением относительно доступных по цене 20-дюймовых аппаратов с широким экраном ситуация несколько изменилась, такие дисплеи оказались востребованы и в корпоративном секторе для обычных офисных приложений», — сказал Алексей Златин. А вот в компании LG считают, что широкоформатные мониторы пока еще не очень востребованы, потому что не хватает соответствующего ПО. «Да и использовать их по большому счету можно только для просмотра фильмов, но тут они вступают в прямую конкуренцию с ЖК-телевизорами, — пояснил Егор Сидоренко, менеджер по маркетингу департамента мониторов LG Electronics. — Хотя с развитием широкоформатного телевидения и с выпуском специализированного ПО спрос на них возрастет, вряд ли это произойдет многократно и быстро». Не стоит забывать и о том, что главная причина «лоббирования» широких мониторов состоит в том, что на фабриках пятого поколения широкие панели обходятся дешевле за счет своей геометрии, а значит, они будут завоевывать свою долю в России так же, как и в остальном мире.
Увеличивается, хотя и не очень быстро, и доля аппаратов с диагональю более 20 дюймов. В основном 21-дюймовые модели применяются для САПР-приложений и профессиональной работы с цветом, в то время как 23-дюймые — в издательских системах. «У мониторов с диагональю 20 и более дюймов существенно большее разрешение, чем у 19-дюймовых, — говорит Екатерина Царева, менеджер по периферийному оборудованию Acer. — Работа с такими высокими разрешениями реально повышает производительность труда, поскольку пользователь может единовременно отображать и обрабатывать больше информации». В офисных помещениях такие мониторы могут использоваться и в качестве рекламно-информационных табло, когда информация должна читаться с большого расстояния.
Максимальный же размер офисного монитора, по мнению экспертов, колеблется от 19 до 21 дюйма. На экране с диагональю 21 дюйм свободно умещается лист формата А3, однако эргономически человеку может быть просто неудобно сидеть перед слишком большим экраном. Поэтому для среднестатистического офисного пользователя оптимальным аппаратом скорее всего со временем станет 19-дюймовый монитор.