Сети фирменных магазинов в России уже распространены настолько, что из тех респондентов, что откликнулись на отраслевой опрос, который мы в очередной раз провели среди ИТ-директоров, практически все представляют именно сетевую торговлю. Еще раньше на страницах нашего издания специалисты высказывали мысль о том, что с точки зрения автоматизации наличие единой сети является принципиальным моментом.

Первый график (см. диаграмму 1), призванный ответить на вопрос о том, какие функции автоматизации розничной торговли являются на сегодняшний день наиболее востребованными, показывает, что основное внимание сейчас уделяется возможности бесперебойной, оптимальной с точки зрения издержек и прозрачной для руководителей высшего и среднего звена работы торговой сети как целого.

Именно этим целям прежде всего служат две представленные на диаграмме функции автоматизации, имеющие наиболее высокий приоритет. Немного отстают от них еще два направления, одно из которых, связанное с планированием и прогнозированием спроса, явно больше ориентировано на обеспечение конкурентоспособности бизнеса. Информационная поддержка данного направления потенциально очень богата, но пока, по нашему мнению, на российских предприятиях она задействована далеко не в полной мере. Тем не менее интерес к нему весьма высок, и это безусловно следует отметить. Еще одно направление автоматизации, как мы видим, столь же значимое для ИТ-директров, как и прогнозирование спроса, связано с автоматизацией работы торгового зала. Оно, наоборот, скорее ассоциируется не с конкурентоспособностью, а с возможностью осуществлять торговую деятельность в принципе. По крайней мере по той схеме, которую предполагает современный бизнес. Данная сфера уже прекрасно освоена отечественной розничной торговлей, но, как видно, по-прежнему является если не темой первоочередных ИТ-проектов, то уж во всяком случае предметом непрерывного интереса ИТ-руководителей розничной торговли. В этом смысле стоит заметить, что некоторые потенциальные неосвоенные резервы у нее все-таки еще есть. Это, к примеру, электронные ценники, автоматизация выкладки товаров на полках или пресловутый RFID. Сюда же (не без некоторых оговорок) можно отнести комплекс технических мер по борьбе с кражами. В некоторых гипермаркетах это может быть автоматизация работы погрузочной и специальной техники или возможность дополнительного обслуживания клиентов, которые по тем или иным причинам длительно находятся на территории торгового предприятия (посредством, например, организации интернет-кафе).

диаграмма 1

Три правых столбца диаграммы 1 определяют чуть менее приоритетные направления автоматизации розницы, которые несколько дистанцированы от ИТ-поддержки непосредственно торгового процесса. И в этом смысле они являются своего рода опционными. Можно было бы ожидать, что акцент на таких факторах, как сбор и анализ клиентских предпочтений или автоматизация послепродажной деятельности, сильно зависит от профиля торгового предприятия. Однако никаких видимых тенденций нам здесь обнаружить не удалось, хотя конкретная картина ответов сделать это вроде бы позволяла. Заметим лишь, что в ответе на вопрос о приоритете автоматизации послепродажной деятельности у респондентов имели место весьма полярные мнения, в то время как в отношении приоритетов сбора и анализа информации о клиентах, а также информационных связей с поставщиками и дистрибьюторами наблюдалась относительно ровная картина.

диаграмма 2

Разговор о технологиях, которые по мнению ИТ-директоров способны повысить эффективность и конкуретнтоспособность розничного бизнеса, начнем с RFID (диаграмма 2). Всем известно очень осторожное отношение к данному направлению и со стороны клиентов, и со стороны поставщиков. Но несмотря на то, что среди предлагаемых нами к рассмотрению технологических приоритетов RFID заняла в общем-то ожидаемое последнее место, цифру в 46,4 % никак нельзя признать низкой. Ряд ИТ-директоров даже выставил по данной позиции максимально возможный приоритет, и в их ответах как раз отражалась специфика торговли конкретным товаром. Это значит, что в перспективы RFID ИТ-сообщество розницы все-таки верит. А мы хотим отметить данный факт еще и потому, что RFID представляет собой потенциально мощный рычаг для изменения приоритетов в торговом бизнесе как таковом и очень сильный фактор для пересмотра порядка приоритетов его автоматизации. Иными словами, ставка на RFID, пусть даже как на потенциально эффективную технологию в перспективе, скорее всего связана и с другими акцентами, в том числе обозначенными в данном опросе.
Любопытно, что мобильным технологиям ИТ-директора придают практически такое же значение, как сетям и телекоммуникациям. Первые, казалось бы, до сего момента все еще недооценены рынком и незаслуженно обойдены вниманием корпоративных пользователей. Сетевые же технологии, напротив, всегда востребованы и всегда критикуемы за недостаточный уровень сервиса, как бы интенсивно они ни развивались. И тем не менее картина результатов опроса объективно такова, как это представлено на рисунке.
Очевидное лидерство среди технологий принадлежит программным хранилищам данных и аналитической обработке информации. Если вспомнить первую диаграмму, то можно предположить, что этот мощный технологический приоритет скорее всего распределен между несколькими функциональными инструментами — ИТ-поддержкой прогнозирования спроса, анализом клиентской информации, послепродажным сервисом, а также, быть может, автоматизацией оперативного управления торговым процессом. Но в любом случае данное направление призвано работать именно на повышение конкурентоспособности бизнеса. Приоритет же, отдаваемый руководителями ИТ-подразделений Интернету, наоборот, можно считать небольшим. Надо сказать, что подавляющее большинство розничных предприятий уже давно использует Web-технологии для вполне традиционных целей — рекламы, информирования покупателей, заказа и доставки товаров. Смело говорить о дальнейшей экспансии интернет-технологий в розничный бизнес на качественно новом уровне можно было бы, наверное, лишь в контексте общения со смежниками по цепочке поставок, создания общих порталов и т. д. Но в ситуации не слишком высокого интереса к ним и среднего приоритета технологий информационного обмена с поставщиками и дистрибьюторами перспективы тут выглядят не столь уж заманчиво. Вместе с тем интерес к прозрачности информации по цепочке поставок в рознице (см. диаграмму 3) весьма высок, а тут уж «чистые» интернет-технологии — одна из форм решения данной задачи. Правда, не единственная.

диаграмма 3

Задавая ИТ-диркторам вопрос о наиболее значимых факторах культуры ведения бизнеса, мы намеренно отошли от темы информационной поддержки как таковой, хотя все это имеет вполне определенное отношение к автоматизации (диаграмма 3).
В принципе полученные данные лишний раз подтверждают тезис, высказанный при обсуждении первой диаграммы. Основной приоритет, отдаваемый совершенствованию бизнес-процессов внутри розничной сети, свидетельствует о том, что внутренние процессы в масштабах каждой сети на сегодняшний день более приоритетны, чем любые направления, связанные с той или иной формой взаимоотношений с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами и пр. Вместе с тем разница здесь хоть и заметна, но все же не столь существенна. Информационной прозрачности по цепи поставок, единым стандартам обмена информацией и расширению прямого взаимодействия между розницей и производителем, как мы видим, тоже уделяется немалое внимание. Акцент на информационной открытости внутри сообщества розничных продавцов явно более низкий, что в общем вполне естественно. Отметим при этом, что к большей информационной открытости сейчас розницу подталкивают некоторые некоммерческие проекты, которые направлены на повышение эффективности работы розницы в целом.

диаграмма 4

Тот факт, что чаще всего основным ориентиром комплексной автоматизации розничной торговли является использование лучших в своем классе систем (диаграмма 4), на первый взгляд можно признать неожиданным. Концепция best-of-breed на российском рынке, безусловно, известна, однако до сих пор, как нам казалось, она не занимала первых строк по популярности.

В этой связи заметим, что вопрос об ее использовании, наверное, встает только тогда, когда от автоматизации управления основными товарными и денежными потоками организация активно переходит к более «творческим» возможностям повышения конкурентоспособности бизнеса за счет ИТ — к планированию спроса, оптимизации выкладки товаров или налаживанию информационного обмена по цепочке поставок. Потенциальных направлений здесь может быть немало, и многие из них, как видно даже из этого опроса, набирают популярность. Кроме того, выбор конкретного акцента по идее должен сильно зависеть и от специфики, обусловленной тем или иным товаром. В такой ситуации можно либо делать ставку на многофункциональную специализированную систему для ритейла (что согласно той же диаграмме 4 не является слишком популярной практикой в российской рознице), либо действительно идти по пути использования best-of-breed.

Отметим и тот факт, что определенное количество розничных предприятий (8,3 %) пытаются решить основные проблемы ИТ-поддержки за счет собственных или заказных разработок. Проведенный нами недавно опрос примерно такого же количества ИТ-директоров предприятий машиностроения показал, что там эта цифра составляет 0 %.

диаграмма 5

Последний вопрос (диаграмма 5) достаточно прост и целиком посвящен весьма широко обсуждаемой в автоматизации розничного бизнеса проблеме сочетания централизованного и распределенного способов обработки информации.
Как и ожидалось, лидерство все-таки принадлежит концепции централизации. Вместе с тем оно не настолько явное, как можно было бы предположить. Немалая доля ИТ-директоров (29,2 %) широко использует сочетание централизованной и распределенной обработки информации. Каких-либо корреляций между ответами на данный пункт анкеты и спецификой торговли в той или иной сети определенной категорией товаров мы также не заметили.

 

 

 

ИТ-специалисты,
принявшие участие в опросе
 

Ольга Соловьева, «Детский мир — Центр», начальник управления развития ИТ
Роберт Сардарян, сеть магазинов «Товары для детей — Кораблик», ИТ-директор
Сергей Дмитриев, торговый дом «Копейка», ИТ-директор
Иван Моисеев, сеть магазинов «Старик Хоттабыч», начальник отдела сопровождения департамента информационных систем.
Денис Чуприк, торговая компания «Красный Куб», ИТ-директор
Сергей Малкин, сеть спортивных магазинов «Sportland», ИТ-директор
Антон Заруев, «Топ-Книга», ИТ-директор
Татьяна Жидкова, «Инком-Авто», ИТ-директор
Антон Першин, сеть аптек «36,6», зам. директора по стратегическому развитию и технологиям
Анжела Нежута, сеть супермаркетов «Grossmart» холдинга «МАРТА», ИТ-директор
Константин Юрганов, сеть гипермаркетов «СантаХаус», ИТ-директор
Алексей Овчинников, «Маркткауф рус», руководитель отдела организации и электронной обработки данных
Денис Сологуб, сеть супермаркетов «Азбука вкуса», ИТ-директор
Сергей Кондарев, парфюмерно-косметическая сеть «Арбат-Престиж», ИТ-директор
Андрей Володин, торговый дом «Евросеть», вице-президент по технологическому развитию
Иван Межевикин, компания «Чип и Дип», ИТ-директор
Евгений Зайцев, спортивный клуб «КАНТ», ИТ-директор
Алексей Лымарь, торговая сеть «МИР», ИТ-директор
Сергей Черный, компания «Лента», ИТ-директор
Владимир Кива, торговый дом «Перекресток», ИТ-директор
Олег Вайнберг, компьютер-центр «КЕЙ», ИТ-директор
Николай Зайцев, сеть магазинов парфюмерии и косметики «Л’Этуаль», ИТ-директор
Алексей Сорокин, компания «R-Style Trading», коммерческий директор, руководитель направления автоматизации
Андрей Долудь, сеть магазинов «Седьмой Континент», директор компьютерного департамента