В мире
Сегмент мобильных компьютеров в 2005 году оставался самым динамично развивающимся.
По оценкам всех маркетинговых и аналитических агентств, объемы их реализации
не сокращались ни разу за весь период наблюдения, даже в кризисные 2001--2002
годы. В ушедшем году именно ноутбуки обеспечили рост всего рынка ПК. Причем
все маркетинговые агентства постоянно корректировали свои прогнозы в сторону
увеличения, причем делать это пришлось несколько раз. Если в начале 2005 года
многим казалась излишне оптимистичной цифра в 55 млн штук, то в конце года оценки
в 60 млн штук рассматриваются как крайне пессимистичные и заниженные. Более
реалистичным считают объем в 62--65 млн штук, что составляет треть от общего
объема всего рынка ПК. Однако в ряде стран, в частности в США, Японии, Германии
и Италии, реализация мобильных ПК превысила в количественном выражении продажи
настольных. Причем большую часть ноутбуков (около 60%, а в Японии эта доля существенно
выше) приобрели предприятия.
Столь высокий рост рыночные аналитики связывают с существенным снижением цен
и значительным ростом предложения в бюджетном сегменте ноутбуков. В результате
производство ноутбуков быстро теряет прибыльность: вслед за стоимостью готовых
изделий снижается и маржа. Таким образом, в выигрыше оказываются китайские и
тайваньские компании, у которых производственные издержки существенно меньше.
Лучше всего эта ситуация видна на примере Acer, которая, по данным IDC, увеличила
свою долю на рынке за год в 1,5 раза, а поставки на 70%. Впрочем, уже давно
практически все ведущие вендоры ноутбуков по существу играют роль "зонтичных
брендов", а ноутбуки под их марками являются продукцией все тех же тайваньских
компаний. Это уже относится и к наиболее дорогим классам -- субноутбукам и мультимедийным
высокопроизводительным системам класса "замена настольного ПК", дизайн
которых, по крайней мере, до самого недавнего времени разрабатывался международными
вендорами самостоятельно. Теперь такого рода платформы предлагаются и ODM-сборщиками,
и используют их не только крупные международные компании, но и локальные, в
том числе и российские.
Но тем не менее в результате концентрация на рынке продолжает увеличиваться.
Так, например, в регионе EMEA (Европа -- Ближний Восток -- Африка) компании
"большой четверки" (Acer, HP, Dell и Toshiba), по данным IDC, увеличили
отгрузки более чем на 50% каждая. Всего на их долю приходилось в конце II квартала
56,5%. В результате доля продукции остальных фирм снизилась, по данным IDC,
на 5 процентных пунктов. Впрочем, среди тех, чья доля падала, также встречались
довольно крупные компании, в частности Sony.
В России
Главной интригой ушедшего года на российском рынке ноутбуков был вопрос, превысит
ли объем продаж величину в 1 миллион штук или нет. При этом аналитики и продавцы,
за редким исключением, полагали, что этот рубеж будет покорен, в то время как
вендоры были заметно осторожнее в оценках. В настоящий момент тоже называются
разные цифры, но самые пессимистические среди них если и не дотягивают до заветной
отметки, то совсем немного. Из оказавшихся в распоряжении автора этих строк
цифр минимальная составляет 998 тыс. штук (Toshiba Europe GmBH), а максимальная
-- немногим менее 1 млн 100 тыс. (российское представительство Intel).
Рост по сравнению с прошлым годом составил, по разным оценкам, от 65 до 85%.
Это, однако, меньше, чем в 2004 и 2003 годах, когда продажи в натуральном выражении
удваивались по сравнению с предшествующим годом. Столь высокие темпы роста связывают
с появлением в России доступного потребительского кредита на фоне существенного
отложенного спроса, а также быстрым снижением цен в этот период.
То, что рост продаж ноутбуков превышает показатели рынка настольных ПК, естественно,
ведет к увеличению удельного веса портативных систем. По данным Gartner за IV
квартал 2005 года, каждый четвертый проданный в России компьютер был ноутбуком.
В начале 2005 года доля ноутбуков была на уровне 16--18%.
Однако рост обеспечил в основном потребительский сегмент рынка. Закупки со
стороны предприятий, особенно малых и средних, существенно сдерживало слабое
развитие лизинговых программ. Вместе с тем следует ожидать, что в 2006 году
ситуация сдвинется с мертвой точки. Так, например, компания "Аквариус"
уже заявила, что открывает лизинговую программу для заказчиков своего решения
"Офис в коробке", в состав которого входят и ноутбуки.
Структура продаж на российском рынке ноутбуков близка к европейской. У нас также высока доля если не бюджетных, то недорогих систем бизнес-класса. Фактор цены является одним из решающих, хотя уже не единственным. Но технологические новинки и "навороченность" востребованы в существенно меньшей степени. Так что далеко не случайно то, что продукция компаний, в основном продвигающих продукцию в сегменте premium, сдавала свои позиции, просто растворяясь в лавине более дешевой продукции.
Рис. Доли основных поставщиков на российском рынке ноутбуков по итогам IV кварталов 2004 и 2005 годов
Как видно, лучше всего укрепили свои позиции Acer и Sony. Acer увеличил отгрузку
в количественном выражении в 4,8 раза, что и позволило этой компании занять
первое место с довольно большим отрывом, хотя еще в I квартале разрыв с Asus,
занимавшим второе место, был небольшим. Столь серьезный успех обусловлен в первую
очередь низкими ценами. Конкурировать с Acer в нижнем сегменте крайне трудно.
Заметно укрепили свои позиции HP, Fujitsu Siemens и Samsung, предлагающие в основном продукцию бизнес-класса. Именно за счет их продукции снизилась доля на рынке Asus, Dell и Toshiba. Но необходимо отметить: позиции Asus, довольно уверенно занимающей второе место, пока еще очень сильны, особенно в бизнес-сегменте. Снижение доли Toshiba, по мнению главы представительства компании Олега Снытко, в основном было обусловлено грубыми ошибками в маркетинге, прежде всего недооценкой спроса. В результате весь год наблюдался дефицит поставок, в том числе в ключевом IV квартале, на который приходится основной объем продаж.
Выходили на российский рынок и новые игроки. Так, в 2005 году начались официальные поставки ноутбуков BenQ и NEC. Наконец обратила внимание на наш рынок и Sony, начав в полном объеме официальные поставки. Как уже сказано выше, были авторизованы компании, которые занимались поставками, минуя официальную дилерскую сеть. В результате официальная отгрузка ноутбуков Sony в 2005 году выросла, по данным Gartner, в 43 раза.
Однако для российских компаний 2005 год был довольно сложным. Многие из отечественных
компаний представлены в основном в бюджетном сегменте. Его безраздельно заняла
продукция Acer, конкурировать с которой в "ценовых войнах" практически
невозможно. Кроме того, свою роль играло и некоторое недоверие к продукции российских
марок. В результате среди главных событий ушедшего года -- уход с рынка iRu,
одного из крупнейших сборщиков. Причем что будет с этой маркой, до сих пор не
известно. У Rover ситуация не столь плачевная, но ее доля на рынке по сравнению
с 2003 годом уменьшилась вдвое, опять же в основном за счет продукции низшего
ценового диапазона. Вместе с тем Rover весьма неплохо представлен в сегменте
мультимедийных моделей и в бизнес-классе. Также делаются попытки выйти в сегмент
портативных и ультрапортативных ноутбуков. Остальные российские компании просто
не входят в первую десятку. Хотя число российских сборщиков все же продолжает
расти за счет региональных компаний. Из 16 фирм, в перечень продукции которых
входят ноутбуки, семь расположены не в Москве. При этом представлены не только
города-миллионники Санкт-Петербург, Казань и Уфа, но и относительно небольшие
областные центры, такие как Иркутск и Тюмень.