Николай Бондаренко Менеджер по CAD/CAM/PDM-продуктам IBM
В русском переводе термин PLM обычно звучит как управление жизненным циклом
изделия, а не продукта. И это не случайно. Отрасли, где выпускаемые товары именуются
"изделиями", более консервативны по сравнению с остальными, теснее
связаны с государственным, в основном оборонным, заказом и до недавних пор переживали
не лучшие времена. Однако положение быстро меняется.
Говорить о широком распространении PLM в нашей стране безусловно рано. Но сейчас ситуация меняется, и довольно быстро. В данном случае как раз уместно вспомнить поговорку, что в России долго запрягают, но быстро едут. Примеры тому уже есть, и на этих примерах видно, что PLM-технологии могут быть внедрены и использованы в полной мере, причем в некоторых аспектах даже успешнее, чем на Западе.
ПО для проектирования в электронном виде известно российским пользователям с 80-х годов. Различные САПР, в том числе Autocad, были и остаются широко распространенными продуктами, но используются они как "электронный кульман" -- исключительно для проектирования. Однако понятие PLM намного шире: это не продукт и не набор продуктов. Это идеология работы, стратегия ведения бизнеса. Все больше руководителей в России начинают это понимать, приходя к мысли, что без применения PLM вывести отечественную промышленность на новый уровень, необходимый для ее дальнейшего существования и развития, нереально. Большинство ведущих проектно-производственных организаций энергично ищет свое место в мировой системе разделения труда -- ищет смежников, заказчиков проектно-конструкторской документации и готовых изделий. При этом они немедленно сталкиваются с требованиями партнеров следовать сложившимся отраслевым стандартам как в оформлении документов, чертежей, руководств по ремонту и эксплуатации, так и в области контроля качества продукции, дисциплины поставок. Известны случаи, когда переговоры с ведущими западными производителями прерывались сразу, как только российская сторона не могла продемонстрировать свою готовность точно следовать заданным нормам. Если же эти нормы соблюдаются, то уровень дизайна, качества, производства подтягивается до высших мировых стандартов.
Характерный пример - Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО). Оно выпускает изделия из уникальных по мировым меркам титановых сплавов, в том числе для авиационной промышленности. С этим предприятием работают и Boeing, и Airbus. До поры до времени их заказы изготовлялись по обычным чертежам, но сравнительно недавно заказчики поставили ВСМПО перед фактом: больше бумажных документов не будет, используем только электронные модели. В результате объединению пришлось оперативно переходить на CATIA, де-факто стандарт авиакосмической отрасли на Западе. Этот проект был успешно завершен в трехмесячный срок.
Препятствия на пути к PLM
Конечно, одного интереса концепции PLM мало. ПО соответствующего класса недешево,
и только в последние годы российские промышленные холдинги стали располагать
достаточными для его приобретения и внедрения средствами. В 2005-м одно из центральных
судостроительных бюро, на которое практически замыкаются все крупные российские
верфи, приняло решение перейти на проектирование в CATIA. Это прорыв, и коснется
данный переход не только конкретного КБ, но и отрасли в целом. Наша судостроительная
промышленность просто дозрела до этого -- и в плане понимания, и с точки зрения
финансов.
В целом факторов, сдерживающих применение идеологии PLM, постепенно становится
меньше. В свое время в них входили повышенные требования к программно-аппаратному
комплексу. Сейчас они снижаются. Текущая версия CATIA, например, работает на
рабочих станциях под Windows, и существенного апгрейда аппаратного обеспечения
при переходе на нее уже не требуется. Обучение также не является проблемой,
поскольку кроме курсов Dassault в Париже и Братиславе началось обучение в России,
на русском языке. Очевидно, что важный фактор в принятии решения о применении
средств PLM -- референс-поездки в компании, которые уже внедрили соответствующие
продукты. Большинство российских клиентов таких систем - режимные предприятия,
которые остаются чрезвычайно закрытыми. Однако постепенно решается и этот вопрос.
Долгое время гораздо более принципиальной проблемой была локализация ПО. Под ней в данном случае подразумевается не только и не столько перевод интерфейса, систем помощи, но и всей документации, а главное, возможность вести работу в соответствии с российскими стандартами. Для этого нужны, в частности, библиотеки элементов, соответствующих ГОСТам, и средства вывода на печать проектно-конструкторской документации тоже согласно российским правилам. Раньше эти вопросы в значительной мере решались бизнес-партнерами IBM и самими пользователями самостоятельно. Они, надо сказать, сделали очень многое, однако данным наработкам нужно придать официальный статус. Но после появления в прошлом году в России представительства Dassault Systems мы в этом уже немало продвинулись.
Перестройка процессов
Вопросы, рассмотренные выше, по большому счету технические. Однако есть проблемы
организационные, и именно они сейчас являются ключевыми. Переход к PLM-технологиям
подразумевает полную перестройку организационных процессов. Из тех, что действуют
на российских предприятиях сейчас, практически все еще ориентированы на прежнюю
модель работы. Но нельзя новый инструмент положить на эту архаичную структуру.
Необходимость масштабной управленческой модернизации сдерживает развитие PLM
в наибольшей степени.
Это хорошо видно на примерах. Один из них - конструкторский центр Boeing в
Москве. Корпорация является глобальным партнером IBM и Dassault Systemes, проектно-конструкторские
работы выполняются в CATIA, и в целом весь производственный цикл Boeing построен
на концепциях PLM. Российский центр удачно влился в производственную цепочку,
в нем реализованы общие стандарты корпорации в области ИТ в целом и в сфере
поддержки PLM-технологий в частности. Но освоение новой технологии работы было
несложным по сравнению с теми усилиями, которые сотрудники центра приложили,
чтобы убедить руководство Boeing в своей профессиональной пригодности, способности
точно следовать стандартам качества и сроков. На этой базе уже можно было блеснуть
инженерными талантами. Результаты известны: если первые проекты центра (три-четыре
года назад) были связаны с перепроектированием отдельных видов багажных полок,
то нынешние проекты конструкторского центра Boeing в Москве - это около 35%
всего объема проектных работ по новым грузовым моделям компании, а также активное
участие в новом проекте В-787.
Без затягивания прошел переход в "PLM- состояние" и на Красноярском заводе комбайнов. Уже через год после внедрения CATIA первые модели техники, спроектированной по-новому, получили призы международных выставок. Сам процесс моделирования нового комбайна, который по своим характеристикам не уступает лучшим западным образцам, в CATIA v5 был осуществлен в течение нескольких месяцев.
Проблемы внедрения
Надо понимать и то, что проекты с внедрением десяти и более лицензий CATIA
- это объективно сложные ИТ-проекты, и беспроблемных среди них нет. Сложности
при внедрении PLM-технологий очень близки к тем, что возникают при инсталляции
ERP-систем. Внимание руководства к такому проекту имеет первостепенное значение.
Подход топ-менеджмента типа "ну ладно, мы купим продукт, который вы просите,
и разбирайтесь с ним сами, работайте" тут вообще не годится. Уже в пилотном
проекте нужно, чтобы кто-то из топ-менеджеров, скажем технический директор,
непосредственно за него отвечал. Если это условие не соблюдено, мы работу не
начинаем.
Кроме того, здесь важна роль консультантов. Проекты с числом лицензий более
десяти "своими руками" не делаются. Подход "как-нибудь сами,
потихоньку" совершенно нереален для проектов такой сложности. Это равнозначно
тому, чтобы обречь себя на использование только 10-15% всех возможностей продукта.
Поэтому в таких проектах обычно принимают участие и наши инженеры, и специалисты
наших партнеров.
Конечно, есть и проекты поменьше, с числом лицензий менее пяти. В основном
это случаи нелегального использования ПО, и делаются они без нашей помощи. В
общей сложности в России около трехсот внедрений CATIA разного масштаба, и доля
пиратских очень заметна в этом количестве. Однако как только перед пользователями
встает вопрос сотрудничества с иностранными партнерами, те первым делом спрашивают
о легальности ПО, и вопрос с приобретением лицензий быстро решается.
Любопытно, как принимаются решения о переходе к PLM-технологиям. В АНТК им.
Антонова раньше применяли продукты наших конкурентов, но в 2005 году решили
переходить на CATIA. Был проведен пилотный проект (для PLM-решений это проектирование
и производство какого-либо одного узла или элемента изделия, крыла самолета,
например). Генеральный конструктор АНТК Петр Балабуев заглянул "минут на
пятнадцать" проверить, как идут дела с пилотным проектом, и остался на
три часа, подробно вникнув во все технологические детали, что ему, как инженеру
высочайшей квалификации и опыта, было очень интересно. Только убедившись в том,
что предлагаемый инструмент адекватен задачам, он принял решение о заключении
контракта.
В одном из крупных автомобильных холдингов переход на PLM-технологии курируется
не только на уровне директоров по направлениям, но и владельцем лично - настолько
очевидной становится необходимость быстрого и эффективного перехода, а без должного
контроля дело не идет. Ведь сотрудники среднего и нижнего звена не слишком стремятся
переучиваться, не говоря уже о сложностях при изменении бизнес-процессов.
Что касается экономических обоснований инвестиций в PLM-технологии, то людям
из "руководящей когорты" должно быть понятно, что может дать PLM-подход,
какова может быть отдача. Тем не менее у нас есть методики расчета ROI для различных
отраслей промышленности, в том числе для России, причем можно уже сравнить их
совпадение с полученным результатом. Поскольку при переходе на PLM-технологии
мы имеем дело не только с управленцами, но и с конструкторами, технологами,
производственниками, результативность труда которых проще измерить, такие расчеты
оказываются более предметными и точными, чем это зачастую бывает в случаях с
ERP. Так, например, один из наших заказчиков, крупное машиностроительное объединение,
проектирует и выпускает некие установки, каждая из которых стоит около 2,5 млн
долл. Раньше на разработку всего комплекта проектно-конструкторской документации
уходил год работы в AutoCAD. После внедрения PLM-технологий на это требуется
три месяца. Отсюда несложно посчитать эффективность и окупаемость решения.