В последнее время в России стал заметен интерес к системам бизнес-аналитики business intelligence (BI). На прошедшей в середине мая конференции "SAP Business Intelligence - 2004" мы смогли увидеть несколько тому примеров. Например, модули относящиеся к классу business intelligence внедрены на Тюменьтрансгазе, Вымпелкоме, Лукойле. Речь идет о модулях SAP BI, но даже для одного поставщика список предприятий выглядел внушительно.
Понятие business intelligence неоднозначно. В узком смысле оно включает в себя только класс инструментов, относящихся непосредственно к аналитическим приложениям и средствам технического анализа данных. Но в более широком смысле к этому классу относят и связанные с аналитическими приложениями OLAP-средства, data mining и генерацию отчетов и запросов. Например, для обозначения рынка аналитических систем бизнеса исследовательская компания IDC использует термин business analytics (BA), который включает в себя как традиционные системы business intelligence в узком смысле, так и хранилища данных, связанные с ними OLAP-средства, data mining и средства генерации отчетов и запросов, а также аналитические прилодения. Однако большинство экспертов все эти средства объединяют именно в класс приложений business intelligence, интерпретируя этот термин в широком смысле.
Применение средств бизнес аналитики помогает справиться с нарастающими объемами информации, сократить время принятия решений, спрогнозировать развитие бизнеса и обнаружить аномалии его развития, предсказать возможное поведение клиента на основе его клиентской истории, осуществить анализ тех или иных ситуаций.
Если системы ERP отвечают на насущные оперативные вопросы: "Каковы входящие
денежные потоки?", "Оплачены ли поставки и каков уровень кредиторской
задолженности?", "Каков процент загрузки производственных мощностей
на заводе?" - и прочее, то системы BI помогают ответить на такие вопросы
руководства, как: "Производство какой продукции нам не выгодно?",
"С какими клиентами стоит работать?", "Разумно ли приобретать
дополнительные производственные мощности?" - и т.д. В целом системы business
intelligence обеспечивают понимание ситуации (связывание значимых фактов и игнорирование
случайных данных), оценку рисков (выявление необходимых ходов или последовательности
шагов для балансирования рисков и выгод), а также поддержку принятия динамичных
решений.
Судя по отчетам исследователей рынка, российские компании, прежде не знавшие
всех прелестей решений, помогающих в анализе бизнеса, разработке наиболее верной
стратегии развития и
решавшие данные задачи силами могучих умов топ-менеджмента
или аналитиков, наконец созрели для применения BI-инструментов. И сегодня спрос
BI-продукты на отечественном рынке растет. По прогнозам компании IDC, объем
рынка BA в России за 2004 год составит 30 млн долл., т. е. вырастет на 36% (рис.
1). В настоящее время основными потребителями такого рода продуктов являются
капиталоемкие отрасли, в частности нефтегазовая промышленность. Наряду с этим
BI-продукты стали популярны в банковском/финансовом и страховом секторах. Также
обратили внимание на BI и частично приступили к соответствующим проектам компании
из розничной торговли, телекоммуникаций и транспорта. Компании из остальных
отраслей пока еще не проявляют интереса к BI.
По результатам исследования, проведенного компанией IDC на основе опроса российских
менеджеров
ИТ-отделов, наибольшее число респондентов (около 29%) на вопрос:
"Для чего, по вашему мнению, нужны системы ВА?" - ответили, что это
прежде всего необходимо для подготовки данных руководителю, занятому стратегическим
планированием (рис. 2). Отвечая на вопрос: "Кому в вашей компании нужна
ВА?", более 30% опрошенных сказали "высшему руководству"; в меньшей
степени заинтересованными оказались аналитики, руководители среднего звена и
отдел продаж (рис. 3).
Серьезным аргументом в пользу BI-решений является и то, что по данным проведенного опроса компания IDC выявила, что по важности внедрения тех или иных технологий системы бизнес-аналитики стоят на третьем месте после систем центрального управления ИТ-инфраструктурой и систем хранения данных (рис. 4).
Заметим здесь, что, вообще говоря, подобные результаты можно трактовать как
рост интереса к специализированным BI-продуктам, так и к BI-модулям в составе
других прикладных систем. BI-решения поставляют как поставщики СУБД и ERP-систем,
так и собственно компании, работающие только на рынке решений по бизнес-аналитике
и смежных рынках. И на сегодня, судя по всему,
каждое из этих решений имеет
свои плюсы и минусы. Если остановить свой выбор на поставщике СУБД, то в этом
случае экономятся средства, но приобретается ограниченная функциональность BI-решения.
При выборе поставщика специализированных ВI-решений закзачик получает полную
функциональность, но возрастает бюджет проекта, как на оплату самой системы,
так и на ее интеграцию с базами данных, хранилищами данных и системами, собирающими
оперативную управленческую информацию (например, ERP). Что касается основных
поставщиков ERP-систем, то они либо уже имеют функциональность BI в своих продуктах,
либо на верном пути к этому. В ряде случаев выбор BI-решения в рамках ERP-системы
совершенно оправдан. Однако, в целом, вопрос выбора BI-инструмента зависит от
массы факторов. К сожалению, российская практика подобных решений пока еще крайне
мала. Но, судя по всему, скоро мы услышим о множестве реализаций BI-решений
в российских компаниях.