Широкополосный доступ в Интернет уже давно завоевал сердца корпоративных пользователей. Ну а поскольку в подавляющем большинстве стран мира в качестве "последней мили" удобнее всего использовать медную телефонную пару, наиболее распространенный способ широкополосного доступа — это использование xDSL-технологий. До 95% DSL-каналов доступа в развитых странах организовано на базе ассиметричных цифровых абонентских линий, ADSL. Именно эта технология с 1996 года используется в качестве базовой для предоставления услуг широкополосного доступа в Интернет.

По данным Point Topic, исследовательской фирмы, занимающейся рынком DSL, к концу прошлого года на земном шаре в коммерческой эксплуатации находилось 35,9 млн DSL-линий. В I квартале 2003 года, как отмечает Point Topic, число DSL-линий увеличилось еще на 15% и достигло 41,3 млн. В середине 2003 года в мире было 46,7 млн DSL-линий, что составило 60% от общего количества каналов широкополосного доступа, которое сейчас составляет 77 млн. Согласно докладу Федеральной комиссии по связи США (FCC), в 1999 году в странах, входящих в Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию, 84% пользователей Интернета получали широкополосный доступ по каналам кабельного телевидения, и лишь 16% задействовали DSL (как известно, членами ОЭСР являются 30 экономически развитых стран, включая США, Великобританию, Германию, Канаду, Южную Корею и Японию). Но уже в 2000 году доля пользователей кабельных каналов уменьшилась до 55%, а доля DSL увеличилось до 45%. В 2002 году число пользователей DSL превысило половину общего количества пользователей и составило 54% (у кабельных каналов остался 41%).

Исследователи из Point Topic прогнозируют, что в конце этого года число DSL-линий достигнет 60 млн. “Рынок DSL-услуг — самый быстрорастущий сектор телекоммуникаций, — считает президент DSL Forum Том Старр. — Темпы его развития позволяют говорить об уровне в 200 млн пользователей к концу 2005 года. DSL стала на мировом рынке лидирующей технологией массового широкополосного доступа, на ее долю приходится 56,5% пользователей, тогда как на кабельные модемы и Gigabit Ethernet приходится 38% и 4,7% соответственно».

По оценке Yankee Group, вплоть до 2006 года объем рынка широкополосного доступа в Западной Европе будет ежегодно расти в среднем на 68%, причем чуть менее 90% составят подключения по DSL-технологиям — таким образом, можно говорить о настоящем буме в области DSL-доступа для данного региона. При этом примерно половину устанавливаемых каналов приобретут предприятия малого и среднего бизнеса.

Но это, по мнению руководства DSL Forum, только начало пути — доступ по DSL станет массовой услугой тогда, когда проникновение услуги (отношение установленных линий к общему числу абонентских телефонных линий) превысит 20%. Пока эта планка преодолена только в Южной Корее. Как видно из таблицы, Европа отстает по проникновению широкополосного доступа. Говоря о причинах этого, эксперты Европейской ассоциации альтернативных операторов (European Competitive Telecommunications Association, ECTA) указывают, что в Японии, Южной Корее и США конкуренция на рынке высокоскоростного доступа значительно выше — как за счет сетей кабельного телевидения (США), так и за счет активных действий государства по демонополизации отрасли связи (Южная Корея). По данным ECTA, в I квартале текущего года в странах Евросоюза количество DSL-подключений возросло на 25% по сравнению с III кварталом 2002 года. Но при этом на рынке DSL-доступа правят бал традиционные телефонные операторы, а на долю альтернативных операторов приходится лишь 6% DSL-линий.

Уровень проникновения DSL-услуг в десяти развитых странах

Страна %
Южная Корея 29,24
Тайвань 16,76
Гонконг 15,08
Япония 13,22
Бельгия 10,86
Дания 10,59
Исландия 10,49
Германия 8,95
Канада 8,51
Финляндия 8,42
Источник: Point Topic

Крупнейший в Европе и второй по величине в мире DSL-оператор — T-Online, дочернее предприятие Deutsche Telekom. Рост его абонентской базы оценивается примерно в 1 млн за квартал. В I квартале 2003 года у T-Online насчитывалось 2,9 млн DSL-линий, а в середине этого года их стало уже 3,9 млн.

В Восточной Европе достижения явно скромнее. По данным Point Topic, к середине 2002 года в регионе насчитывалось 73 тыс. DSL-абонентов, 40% из которых были корпоративными пользователями. При этом аналитики отмечают, что это деление абонентов на категории условно: большинство "домашних" DSL-линий используется для рабочих целей. Однако бурный рост DSL-рынка происходит и здесь. Point Topic оценивает рост количества установленных DSL-линий за прошлый год в 275% (организовано 71,1 тыс. DSL-каналов). Причем интересно, что наибольшую активность проявили операторы Литвы (рост 1566%) и России (рост 1000%). Однако к началу 2003 года по количеству DSL-линий в восточноевропейском регионе лидировали Венгрия (44 тыс.) и Эстония (32 тыс.), а проникновение DSL-сервиса в Эстонии к концу 2002 года достигло 6%, что выглядит весьма внушительно. По прогнозам экспертов DSL Forum, активный рост подключений в странах Восточной Европе продолжится.

DSL в России

России в данной сфере пока гордиться нечем. По данным Point Topic, число установленных DSL-подключений в нашей стране на конец 2002 года оценивалось в 14 тыс. Сейчас, по всей видимости, можно говорить о 17-18 тыс. линий. Это просто ничтожный показатель на фоне успехов других стран, если учесть, что ADSL развивается в России уже 3 года. Весной 2000 года первым в России стал предоставлять услуги ADSL-доступа питерский оператор «Веб Плас», а немного позже стартовал проект «Точка Ру» компании «МТУ-Интел». Сейчас возможность ADSL-доступа появилась практически в каждом крупном городе России. Однако, по наблюдениям экспертов ИАЦ «Телекоммуникации», ADSL-сервис у отечественных телефонных операторов больше похож на побочный продукт, возникший в результате постройки мультисервисных сетей. И что с ним делать, они пока не очень четко представляют.

Одна из причин слабого распространения ADSL в России — монополизм на этот сервис, удерживаемый традиционными операторами (по некоторым оценкам, на долю таких операторов приходится до 90% ADSL-подключений в стране). В результате такого положения дел стоимость этой услуги у нас значительно превышает мировой уровень. Зачастую тарифы на ADSL-сервис лишь немного меньше цен на выделенные каналы.

Так, например, 1,75 млн (т. е. 55%) абонентов DSL-доступа T-Online в Германии работают по безлимитному тарифу (включено до 5 Гбайт) за 25 евро в месяц. Около 50% абонентов DSL-доступа в Канаде используют разнообразные безлимитные схемы подключения, стоимостью менее 60 долл. в месяц. Между тем новый тарифный план "Офисный", объявленный "МТУ-Интел" в начале ноября, предполагает ежемесячную абонентскую плату в 180 долл. за возможность "скачать" 5 Гбайт. Это примерно в 3 раза дороже аналогичной услуги в Германии и Канаде! Стоимость сверхлимитного трафика в России также выше — почти в четыре раза. По тарифному плану "Офисный" у "МТУ-Интел" приходится платить по 6 центов за 1 Мбайт сверхлимитного трафика, у T-Online соответствующие расценки составляет 1,6 евроцента за 1 Мбайт.

Теперь становится совершенно понятно, почему услуги ADSL в России не стали массовыми. Такой уровень тарифов трудно объяснить лишь монополизмом в российской отрасли связи: ситуация в Германии очень похожа, ведь Deutsche Telekom, чьим дочерним предприятием является T-Online, — безусловный монополист. Зачастую российские операторы говорят, что их ADSL-сервис ориентирован на корпоративных клиентов, тогда как западные компании ориентируются на частных пользователей. Поэтому тарифы якобы могут быть выше. Однако, по данным Point Topic, в Европе 40% DSL-абонентов составляют корпоративные пользователи, но, как уже говорилось, это деление условно (большинство "домашних" DSL-линий используется для рабочих целей). Так что оправданий такой ситуации в России нет, и объяснение здесь может быть только одно: традиционные телефонные операторы менее заинтересованы в наборе клиентской базы и развитии ADSL-сервиса, чем в других своих проектах.