Не исключено, что дни порталов как отдельного продукта сочтены. Три с половиной года назад, когда зародилась идея порталов, на рынке порталов в числе прочих присутствовала группа поставщиков, которые не работали больше ни на каком другом рынке, — их называли портальными компаниями. Это такие, к примеру, поставщики, как Top Tier или Plumtree. В своем портфеле продуктов они имели только портал, и судьба их не сложилась. Более всего повезло компании Top Tier, которая была куплена SAP, а Plumtree, скорее всего, умирает.
Средство для интеграции
Судя по всему, дело в том, что сами по себе порталы не нужны. По мнению Фреда Соркина, председателя совета директоров и генерального директора компании Hummingbird, с технической и архитектурной точки зрения в портале ничего особенного нет. «Интересная работа, но это не такие уж сложные системы, — считает Фред Соркин. — Почему Plumtree так упала? Потому что к ним приходил потребитель, ему говорили — да, мы сделаем портал, соединим все, приведем в порядок. Но потребитель говорил: нам нужно интегрировать туда же управление документами, аналитические отчеты, средства Business Intelligence. Что должна ответить «портальная» компания? Хорошо, давайте обратимся к Documentum, Business Objects, другим поставщикам. И этот подход пугает покупателя. Для поставщика важно иметь все компоненты, которые лежат в системе ниже портала».
Действительно, с логической точки зрения порталы позволяют компаниям всего лишь создавать Web-страницы для своих сотрудников или клиентов и сводить на эти Web-страницы множество разнородной и разрозненной информации. Это довольно простая идея, в основе которой — интеграция через унифицированные Web-технологии. В результате создается единая для всех точка доступа к информации, хранящейся в разнородных программах, от баз данных клиентов до HR-приложений. «В портальном решении все приводится в одно место, на один экран», — говорит Фред Соркин. Как считают аналитики IDC, корпоративные информационные порталы должны играть роль центрального шлюза для доступа к любой информации, которая производится компанией или требуется ей. «Это старое как мир стремление создать единое ПО, которое объединит всю информацию вместе, чтобы все были довольны, — полагает Симон Хейворд, вице-президент и директор по исследованиям компании Gartner. — Это тотальное объединение всевозможных приложений в вашей организации».
Нет, конечно, слово «тотальное» — это, пожалуй, перебор. Порталы не могут решить все интеграционные проблемы. Однако порталы могут смягчить проблему постоянной «смены экранов», с которой ежедневно сталкиваются большинство бизнес-пользователей. Создание порталов — неплохой способ объединения различных приложений в случае островной или лоскутной автоматизации.
Именно это качество порталов и определило внимание к ним со стороны поставщиков интегрированных КИС. По мнению Фреда Соркина, портал сегодня является неотъемлемой частью систем интегрированного управления документами в организации (Enterprise Information Management System). Аналогичного мнения придерживается компания SAP. По мнению экспертов SAP, на сегодняшний день портал — это составная часть ERP-системы, и именно поэтому SAP несколько лет назад приобрела компанию Top Tier. «Современные ERP-системы в той или иной степени уже начинают включать в себя возможность работы через Web-интерфейс, — говорит Андрей Колчанов, технический директор Северо-Западного региона компании Sybase CIS. — Это положительная тенденция, так как она дает пользователям возможность работать с системой через удобный интерфейс».
Заметим здесь, что на уровне сегодняшних проблем предприятий SAP рассматривает вопрос о месте порталов и вообще Web-технологий существенно шире. Как полагают специалисты компании, прежде подход к автоматизации предприятий заключался в автоматизации внутренних бизнес-процессов (R/3). По мере увеличения числа систем и их пользователей (как профессиональных, использующих глубоко какую-то одну функциональность, так и непрофессиональных) на предприятиях возникает ряд проблем: слишком много неинтегрированных систем, стремительный рост затрат на интеграцию, трудность адаптации системного ландшафта к новым требованиям бизнеса, потеря прозрачности. Для решения этих и других проблем необходима технологическая платформа, которая позволила бы интегрировать системы на трех уровнях: человеческих ресурсов, информации, бизнес-процессов. Интеграция на уровне человеческих ресурсов подразумевает интеграцию приложений на уровне интерфейса пользователя (организацию единой точки доступа, технологию Single Sign-On и т. п.) и организацию совместной работы пользователей. Понятно, что в качестве компонента интеграционной платформы (новый продукт SAP NetWeaver), отвечающего за интеграцию на уровне человеческих ресурсов, выступает SAP Enterprise Portal.
«Использование ERP в контексте портала позволяет разрешить проблему так называемых casual users — категории пользователей, которым регулярно нужен доступ к функционалу и информации ERP, однако лишь к малой их части, — говорит Андрей Николаев, менеджер по консалтингу «Документум Сервисиз СНГ». — Например, менеджерам по продажам нужна информация об оплате контрактов, отгрузке и т. п. Для данной категории менеджеров не имеет смысла устанавливать полнофункциональное клиентское ПО ERP. В то же время мини-приложения портала (портлеты и т. п.) решают данную проблему». Такой подход позволяет выделить необходимый функционал ERP-системы, реализовать его на уровне отдельных портлетов и предоставить пользователям возможность выбирать лишь те из них, которые им необходимы. Средства персонализации позволяют настраивать портлеты и проводить более точную выборку данных в зависимости от частного контекста — конкретного проекта, контракта и т. п.
Аналогичная картина наблюдается и с другими классами корпоративного ПО. Портальные технологии обеспечивают возможность быстрого создания Web-ориентированных и персонализированных приложений, которые могут отображать информацию и предоставлять функции управления не только ERP, но и другими информационными ресурсами предприятия.
Впрочем, далеко не все эксперты склонны рассматривать портал как составную часть КИС. «Портал не является составной частью какой бы то ни было back end-системы, так как одна из его функций состоит в интеграции всех (в идеале) корпоративных систем, — утверждает Андрей Николаев. — Привязка только к одной из них создает потенциальные трудности в интеграции остальных». Портальные технологии поддерживают единые стандарты и интерфейсы доступа, благодаря чему производители ERP-систем, систем управления корпоративным контентом и других решений могут создавать свои собственные портлеты, не привязываясь только к порталу одного производителя.
«Попытка включить портал в систему управления не приведет к созданию единого портала всей корпоративной системы, а сильно усложнит и удорожит систему и создаст только еще один интерфейс к конкретной ERP, — считает Андрей Колчанов. — Портал должен обеспечивать единый унифицированный доступ ко всей разнородной информационной системе; т. е. давать пользователям возможность работать со всеми системами единым удобным образом».
Функции портала в КИС
В чем же основные функции портала в корпоративной информационной системе? Портал не решает задач управления бизнес-процессами в ERP-системе, задач управления сервисом для клиентов, не отвечает за создание «пульта управления» для руководства предприятия. Все это не его функции. Вместе с тем модули, которые отвечают за решение каждой из этих задач, могут иметь интерфейс на основе портала. Именно такая ситуация наблюдается в mySAP Business Suite. Иными словами, основная функция портала — доступ к информации, когда стандартный и безопасный доступ к необходимым приложениям и данным получают и руководство, и сотрудники (вне зависимости от того, где они находятся), и партнеры компании.
Слово «партнеры» — одно из самых здесь важных. Если доступ к необходимым приложениям и данным для руководства и сотрудников можно реализовать другими способами, то для внешних контрагентов это возможно только через портал. Одна из самых очевидных функций портала — объединение в рамках единой информационной среды внутренних пользователей компании и внешних контрагентов. «Бизнес-процессы любого предприятия выходят за рамки внутренней работы, и порталы позволяют расширить их до межкорпоративного уровня, — говорит Андрей Николаев. — Например, заказчик может через портал оформлять заявку на заказ, которая сразу же попадет в хранилище системы управления контентом (ECM), после чего будут инициированы внутренние бизнес-процессы ее обработки, где будет задействована и ERP-система. В дальнейшем тот же самый пользователь может через портал уточнять спецификацию, проверять статус оплаты, получать доступ ко всей документации».
Портальный эффект
Каковы основные результаты от использования портальных решений? При их реализации стандартный и безопасный доступ к необходимым приложениям и данным получают как внешние, так и внутренние пользователи, сокращаются материальные и временные издержки при взаимодействии с информационной системой. «Результатом внедрения портала должно быть расширение бизнеса за счет упрощения взаимодействия внутри компании и предоставления дополнительных возможностей клиентам и поставщикам», — говорит Андрей Колчанов. Впрочем, это скорее общее место для любой системы автоматизации.
Эксперты SAP более детально описывают источники экономии от внедрения портала. По их мнению, здесь играют роль следующие факторы:
- снижение затрат на администрирование из-за отсутствия необходимости в инсталляции клиентского ПО;
- продление жизненного цикла существующего в компании ПО;
- снижение затрат на обучение персонала благодаря упрощенному, интуитивно понятному интерфейсу.
«Основные источники экономии — это сокращение затрат на обучение персонала (единообразный «портлетный» интерфейс и повторное использование портлетов), разработку (повторное использование компонентов) и сопровождение (за счет делегирования части функций администрирования портала: создания новых рабочих зон, управления членством в них, наполнения их прикладными сервисами — портлетами), — подтверждает Андрей Николаев. — Основным источником возврата инвестиций должна быть генерация прибыли за счет повышения эффективности управления компанией, взаимодействия с клиентами и партнерами».
Кроме того, эксперты отмечают снижение затрат на интеграцию благодаря предварительно разработанным элементам бизнес-содержания портала. Все это ведет к оптимизации взаимодействия распределенных рабочих групп пользователей в виртуальной рабочей среде и взаимодействия с бизнес-партнерами, а также к повышению качества принимаемых решений за счет предоставления точной, актуальной, комплексной информации.
Но можно ли конкретно оценить возврат инвестиций в корпоративный портал? Эксперты полагают, что расчет ROI для портала с использованием имеющихся методик оценки эффективности инвестиций в ИТ возможен, хотя для отдельных показателей, особенно качественных, его определить достаточно затруднительно. «Чтобы оценить сокращение затрат в случае портала, появляются дополнительные средства осуществления мониторинга деятельности персонала и внешних агентов, что дает дополнительную входную информацию для оценок, — говорит Андрей Николаев. — Например, согласованность потребителей товаров и поставщиков материалов может устранить необходимость содержать склады с резервной продукцией. Так, компания Hewlett-Packard после внедрения портала Documentum eRoom для работы с контрагентами сообщила о возврате инвестиций в 884% за год».