По оценкам специалистов, от 40 до 60% малых предприятий в СНГ для автоматизации своей деятельности используют программы семейства «1С:Предприятие», устанавливаемые и настраиваемые партнерами фирмы «1С». Для нас не так важно, угадывает ли эта компания тенденции рынка или формирует их. Важно то, что на основе ее информации о поставке программных продуктов своим партнерам можно делать статистически значимые выводы о рынке автоматизации малых предприятий в целом (благо директор фирмы Борис Нуралиев всегда охотно предоставляет журналистам данные о продажах и результаты опроса партнеров). Цифры мы постараемся приводить как можно реже, выделяя «чистые» тенденции.
В 1999 году объемы продаж росли быстро и достигли предкризисного уровня. Однако партнеры «1С» сегодня делают закупки чаще, чем в начале 1998 года, беря товар не на склад, а под конкретные заказы.
Число внедренческих организаций (франчайзи) «1С» за последний год увеличилось примерно на четверть, средняя численность их персонала при этом почти не изменилась, расценки — тоже. Проведенный в феврале нынешнего года опрос компаний о количестве внедрений по сравнению с предкризисным периодом (отдельно по крупным, средним и небольшим проектам) дал следующие результаты. Около половины респондентов считают, что количество внедрений осталось на прежнем уровне. Чуть больше четверти компаний говорят, что оно выросло. Оставшиеся же утверждают, что количество внедрений сократилось — в той или иной степени. Учитывая увеличение числа франчайзи, можно говорить об устойчивом росте рынка услуг по автоматизации. При этом заметен опережающий рост числа крупных внедрений. Впрочем, последний факт можно объяснить не только благоприятной динамикой спроса, но и улучшением масштабируемости и мощности ПО фирмы «1С».
Продолжается технологическая интеграция продуктов разных поставщиков. Так, к программам семейства «1С:Предприятие» сегодня подключается правовая система фирмы «Гарант-Сервис», причем на ее основе реализована контекстно-зависимая юридическая справка, что позволяет экономить усилия при поиске информации. Другой пример — связь «1С:Бухгалтерии» с системой «клиент-банк» фирмы «Диасофт».
Налаживается технологическое взаимодействие поставщиков ПО с государственными фискальными органами (Министерство по налогам и сборам, Госкомстат, Пенсионный фонд). Так, программа «1С:Налогоплательщик» готовит данные о доходах физических лиц в электронном виде в той форме, которую требует МНС. В результате упрощается подготовка, передача и контроль информации, снижается вероятность всяческих недоразумений.
Несмотря на уменьшение покупательной способности потребителей, спрос на DOS-версии и 16-разрядные Windows-версии программ после кризиса 1998 года не подскочил. Наоборот, растет интерес к новым технологиям, что выражается в увеличении доли проданных SQL- и сетевых версий программ «1С».
Давнишнюю дискуссию о том, что же нужно предприятиям: готовое решение или гибкий инструмент, — можно считать закрытой. Сегодня понятно: требуется и то и другое, но на качественно новом уровне. Пользователь ожидает глубоко проработанных (методологически) готовых учетных решений и одновременно хочет иметь возможность существенно перестраивать систему под свои нужды.
Поднимается реальный сектор отечественной экономики — это видно по статистике продаж конфигурации «Производство + Услуги + Бухгалтерия». Увеличивается спрос на интегрированные, комплексные решения (и как следствие, идет опережающий рост продаж комплексной конфигурации «Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры»).
Растет спрос на отраслевые решения. Фирма «1С» успешно продает готовые продукты и конфигурации для фармацевтики, вооруженных сил, торговли автомобилями и других отраслей, разработанные партнерами компании.
Самая любопытная, на наш взгляд, тенденция касается перехода с эпизодического обслуживания клиентов на регулярное, о чем говорит быстрый рост — в 1999 году примерно на 400 в месяц — числа подписчиков на диск информационно-технологического сопровождения (ИТС). Ежемесячно фирма «1С» выпускает и через партнерскую сеть доставляет пользователям очередной тираж этого CD-ROM, на который помещаются обновления для программ и конфигураций системы «1С:Предприятие», учитывающие развитие технологической платформы и изменения законодательства. Это свежая методическая информация по автоматизации учета, обновленные базы правовой поддержки «1С:Гарант», материалы партнерских фирм и т.д. Подписка на ИТС дает небольшой, но стабильный доход внедренцам. Кроме того, она экономит их усилия, снижая число ошибок при обновлении ПО, которые вполне вероятны при «ручной» установке многочисленных программ. Возможность раз в месяц посетить клиента также играет не последнюю роль для внедренца.
Последняя новинка в системе «1С:Предприятие» — программа учета личных финансов «1С:Деньги» версии 7.7 — продемонстрировала зрелость ее технологической платформы. С одной стороны, системные требования программы очень невелики, ей достаточно ПК с 16 Мбайт памяти и с процессором начиная от 486-х. С другой стороны, индивидуальный пользователь получает в свое распоряжение довольно мощный инструмент, поддерживающий, в частности, механизмы обновления алгоритмов учета и бланков через Интернет, а также позволяющий готовить декларацию о доходах и передавать ее на магнитных носителях. По мнению разработчиков фирмы «1С», смена нынешней технологической платформы произойдет не скоро — не ранее 2001 года.
Любопытно проанализировать результаты недавнего анкетирования 693 фирм-франчайзи. В большинстве из них считают, что главное препятствие для развития бизнеса — это нехватка специалистов по внедрению. На втором месте по частоте упоминания — недостаток оборотных средств, на третьем — неплатежеспособность клиентов. Фактор конкуренции оказался лишь на девятом месте, а компьютерного пиратства — на двенадцатом.
Заметим, что за 1999 год число специалистов, аттестованных на внедрение программ семейства «1С:Предприятие», почти удвоилось (и это благоприятно сказывается в нынешний период роста рынка). Тем не менее дефицит качественных услуг по внедрению систем автоматизации сохраняется. Значит, у рынка хорошие перспективы...