С традиционными системами развертывания средств ИТ и формулами оценки таких параметров, как полная стоимость владения, пора поступить примерно так же, как многие строители и архитекторы поступают со старыми домами: ломают их и строят заново из новых материалов и на основе новых технологий. В результате получается дом, который выглядит так же, как прежний, но обходится гораздо дешевле в эксплуатации.
Это начинают понимать все больше и больше компаний. Забудьте прежние правила развертывания и оценки, они больше не годятся — особенно когда компании выходят в Web для управления системными ресурсами и информационными потоками, а также для организации корпоративных справочных систем.
«Одна из самых весомых составляющих полной стоимости владения информационной системой — это первичное конфигурирование и последующие общее обслуживание и модернизация», — говорит Прасанта Джаякоди, менеджер по стратегическому маркетингу компании WRQ (Сиэтл), разрабатывающей корпоративные средства развертывания ИС и оценки эффективности. Однако использование прежних способов оценки и старого ПО зачастую невозможно.
Одна из причин состоит в том, что для развертывания приложений с архитектурой «клиент/сервер», каковыми являются, например, программы планирования корпоративных ресурсов (Enterprise Resource Planning, ERP), часто необходим непосредственный доступ к каждому компьютеру. Из-за этого их модернизация и сопровождение требуют больших временных затрат.
«Чтобы решить проблему совместимости, вам придется изучить каждый компьютер в вашей организации», — говорит
Елена Донио, директор по продакт-маркетингу компании Concur Technologies
(Редмонд, шт. Вашингтон), разрабатывающей Web-приложения автоматизации. Эти программы применяются для связи и автоматизации приложений, совместно используемых сотрудниками компании, ее партнерами, ее поставщиками и провайдерами услуг.
Экономия средств при развертывании ИС через Web может быть существенной. Корпоративные пользователи программы Xpense Management Solution (XMS), входящей в состав пакета развертывания и материального снабжения EmployeeDesktop компании Concur, обнаружили снижение затрат со среднего уровня 30 долл. на пользователя примерно до 8 долл., сообщил представитель компании.
Один из корпоративных пользователей пакета Concur — компания Visio, разрабатывающая графические программы. В 1998 году она перешла на систему быстрого Web-развертывания. Сегодня эта система установлена более чем на 400 настольных ПК в главном офисе и подразделениях компании. Visio использует эту систему для оформления заказов на оборудование и программы у корпорации Dell Computer и заказов на офисные принадлежности у фирмы Office Depot. Чтобы заказать офисные принадлежности, пользователи отправляют со своих компьютеров заявки в отдел закупок компании, где заказы оформляются в виде ежемесячных счетов-фактур и электронных таблиц и передаются по электронной почте в Office Depot. Однако уже к концу нынешнего года Visio надеется модернизировать свою систему так, чтобы заявки на принадлежности можно было отправлять непосредственно с каждого компьютера.
Марк Эстберг, менеджер Visio по программному обеспечению для бизнеса, отметил, что с вводом в эксплуатацию системы Concur стоимость оформления типичного заказа снизилась примерно с 49 долл. в условиях бумажного делопроизводства до 5,5 долл. По его словам, система окупилась менее чем за два месяца и разгрузила отдел закупок, позволив его работникам мыслить более стратегически. В 1998 году через интрасеть отдела закупок прошло свыше 5000 заявок на поставки. В ближайшем будущем Visio надеется непосредственно включить эту систему в свою цепочку поставок, чтобы заказывать исходные материалы напрямую у изготовителей, сообщил Эстберг.
Другими клиентами компании Concur являются AT&T, DaimlerChrysler, Exxon, Pfizer и с недавнего времени корпорация Hearst, которая использует ее программу Company-Store для учета закупок оборудования и внутренних издержек, а также для управления расходами, сообщила Донио. В число партнеров глобальной сети компании Concur входят ADP, American Express, а также корпорация EDS, специализирующаяся на предоставлении профессиональных услуг. На сегодня Concur продала лицензии на свои программы для полутора с лишним миллионов ПК более чем в 225 компаний по всему миру.
Один из первых шагов в разработке эффективной системы развертывания — создание путей доступа к информационным ресурсам компании. Для архитектуры «клиент/сервер» это не очень сложная задача, однако в случае старых систем, мэйнфреймов и систем ERP могут возникать трудности. Здесь должны быть установлены программные «мосты», позволяющие эффективно обращаться к данным этих систем с минимальными затратами на преобразование.
«Мы твердо уверены, что для построения сложных эффективных решений в области электронного ведения дел совершенно необходимо понять структуру систем ERP и CRM (Customer Relation Management — управление отношениями с заказчиками) вашего клиента, а также имеющихся у него старых систем», — говорит Мартин Райт, главный управляющий компании Emerald Solutions, интегратора средств электронного делопроизводства и поставщика систем. Для преодоления несовместимости форматов такие разработчики, как Concur, используют язык XML и другие стандарты, в частности BizTalk корпорации Microsoft.
«Управление содержанием страдает от отсутствия стандартов, главным образом касающихся формата и описания информационного наполнения», — пояснила Донио. Имеются трудности и в согласовании описания позиций, перечисленных в электронном закупочном каталоге компании, или на витрине цепочки поставок по всей Сети.
Однако положение дел улучшается. В июне независимая группа World Wide Web Consortium (W3C) утвердила спецификации для разработки Web-страниц на основе стандарта XML с использованием стандартных таблиц стилей. Эти таблицы позволяют легко конвертировать XML-документы в формат HTML, широко принятый в Интернете.
В число поставщиков, принявших XML в качестве одной из основ своих технологий, входит корпорация Microsoft, которая обеспечила совместимость с XML в своем браузере Internet Explorer 5.0 и пакете Office 2000, а в ближайшее время планирует предложить и другие специализированные средства. Из Web-разработчиков и интеграторов, использующих XML в качестве ядра стратегии создания своих средств, следует назвать также компании Bluestone Software и DataChannel.
DataChannel сотрудничает сейчас с корпорацией General Motors, занимаясь перестройкой всей ее информационной системы на базе больших компьютеров и архитектуры «клиент/сервер», в состав которой входит около 8500 различных приложений и подсистем. Цель проекта — внедрение Web-архитектуры с XML-средствами передачи информации, которые дадут возможность свободно пользоваться всеми данными, накопленными в корпорации. Когда через несколько лет эта перестройка завершится, к новой Web-системе будет подключено больее 350 тыс. поставщиков, работающих с General Motors и ее филиалами; к ней смогут обращаться также более 8,2 млн. ежегодных клиентов фирмы, сообщил представитель компании DataChannel.
После установки новых систем развертывания старые правила оценки затрат становятся непригодными. Поэтому требуется разработка новых моделей измерения добавленной стоимости проектов, приложений и эксплуатации. Web-системы развертывания дают возможность вести учет затрат на обновление программного обеспечения и использование справочных служб, следя за приложениями с момента их развертывания, говорит Джаякоди. Предлагаемая компанией программа Reflection Hands-Free Administration дает средства централизованного развертывания и конфигурирования программ, позволяя контролировать доступ пользователей к корпоративным данным. Геологическое управление США использует этот пакет и другие программы компании WRQ для учета расходов более чем в 50 офисах по всей территории страны, сообщил Джаякоди.