Сегодня в России, в отличие от всего мира, системы электронного бизнеса типа "бизнес-потребитель" развиваются быстрее, чем системы "бизнес-бизнес". Но в ближайшем будущем все может измениться...
Общеизвестно, что применение систем электронного бизнеса (e-business) приводит к уменьшению затрат и увеличению оборота предприятия. Этот неоспоримый факт делает перспективы развития мирового электронного бизнеса поистине впечатляющими. По оценкам авторитетных зарубежных исследовательских фирм (IDC, Forrester Research, Jupiter Communications), всемирный годовой доход от электронной коммерции достигнет рубежа в 1 трлн. долл. через два-три года (сегодня он составляет несколько сотен миллиардов).
Перспективы российского электронного бизнеса пока достаточно туманны - сейчас оборот российского рынка электронной коммерции отстает от общемирового на несколько порядков. По оценкам PricewaterhouseCoopers, в 1998 году он составил 12-14 млн. долл.
Парадоксально выглядит положение дел на двух основных направлениях электронного бизнеса: системы "бизнес-бизнес", обеспечивающие интеграцию в производственном процессе, и системы электронной коммерции "бизнес-потребитель". На Западе первое из этих направлений развивается опережающими темпами. Согласно прогнозам, через пару лет его объем будет в несколько раз превышать объем электронного бизнеса, направленного на конечного потребителя. В России же, при наличии определенных успехов в направлении "бизнес-потребитель" (электронные магазины, электронный маркетинг и электронное информационное обслуживание), систем класса "бизнес-бизнес" достаточно мало. И это при том, что препятствий для развития данного вида электронного бизнеса гораздо меньше, чем негативных факторов, тормозящих прогресс в области "бизнес-потребитель".
Препятствия
объективные и субъективные
Одна из основных причин, стреноживающих отечественную электронную коммерцию, направленную на конечного потребителя - это ограниченность российской части Интернета, связанная в основном с низкой платежеспособностью населения. Менее 2% граждан России имеют доступ ко всемирной Сети, причем большинство российских пользователей Интернета могут позволить себе такую "роскошь" только на своем рабочем месте и зачастую - тайком от начальства. Разумеется, такой "доступ в Интернет" не слишком способствует увеличению оборота электронных магазинов. На втором месте находится несовершенство банковской структуры и неразвитость системы электронных платежей.
Есть и причины чисто психологического плана. "Существует определенное недоверие к фирмам, предоставляющим услуги такого рода", - говорит генеральный менеджер Intel по России и Средней Азии Клеменс Хаас. "Например, покупатели беспокоятся о своевременной доставке заказанного товара и о его доставке вообще. Когда вы заказываете книги в виртуальном магазине, то где гарантия, что вам доставят их по адресу, если вы живете в российской глубинке?".
По словам управляющего партнера фирмы PricewaterhouseCoopers Леонида Богуславского, большинство российских Интернет-магазинов предлагают не очень удобную схему оплаты наличными при доставке товаров на дом - в отличие от Запада, где продажи через Интернет базируются на надежных электронных платежных системах, давно получивших массовое распространение. Правда, число владельцев кредитных карточек, снизившееся вследствие прошлогоднего кризиса, сейчас вновь начинает расти. Увеличивается и количество электронных магазинов, появился и развивается новый вид услуг - продажа и сдача в аренду электронных магазинов (этим занимаются компании ACT, ComputerAge, TopS и другие).
Мощнейший сдерживающий фактор для обоих видов электронного бизнеса (и "бизнес-потребитель", и "бизнес-бизнес") - проблема безопасности транзакций и отсутствие законодательной базы по безопасности электронной коммерции и осуществлению электронных платежей.
Наконец, развитию направления "бизнес-бизнес" препятствует неразвитость отечественной технологической инфраструктуры и явная нехватка современных корпоративных систем интегрированного управления бизнес-процессами. Устранение этого препятствия (в масштабе одного предприятия или их группы), по сравнению с вышеперечисленными проблемами, представляется наиболее простой задачей.
Очевидно, что только планомерное усиление всех необходимых составляющих электронного бизнеса (увеличение числа постоянных пользователей Интернета, развитие инфраструктуры, становление системы электронных платежей, совершенствование законодательства) может привести к заметному прогрессу в этой области в масштабе всей страны. Возможен и вариант, когда "прорыв на одном из фронтов" вызовет общий подъем. Так, по мнению главы холдинга "Алгоритм Груп" Александра Канна, рост числа российских пользователей Интернета до 2-3 млн. уже может привести к лавинообразному росту объема электронной коммерции - возникший спрос неизбежно вызовет предложение, что, в свою очередь, приведет к появлению влиятельных сил, заинтересованных в скорейшем принятии необходимых законов.
А главное - ничто не мешает начать развивать электронный бизнес и пользоваться его преимущества-
ми на отдельно взятом собственном предприятии.
Перспективы
По словам Леонида Богуславского, российские системы "бизнес-бизнес" появятся уже в ближайшем будущем, более того, через некоторое время они начнут доминировать над системами "бизнес-потребитель". "Можно ожидать выделения кредитов на развитие электронного бизнеса в масштабах всей страны - например, обеспечение безопасности электронного бизнеса путем создания центров сертификации его участников", - говорит он.
Не отрицая будущие российские успехи в области развития систем "бизнес-бизнес", Клеменс Хаас тем не менее видит вполне приличные перспективы и для электронного бизнеса, ориентированного на конечного пользователя.
На многие вопросы, интересующие действующих и потенциальных участников российского рынка электронного бизнеса, может ответить конференция "БИЗНЕС@ИНТЕРНЕТ.РОССИЯ. Реальный бизнес в новом мире", которую организует компания "Алгоритм Груп" совместно с PricewaterhouseCoopers и Intel.